Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 26.12.2005 N Ф08-6096/2005-2415А Судебный акт мотивирован тем, что согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне взысканного налога и пени возвращаются с начисленными на них процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который эти суммы были зачислены.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 декабря 2005 года Дело N Ф08-6096/2005-2415А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2005 по делу N А32-21359/2005-57/573, установил следующее.
ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) об обязании налоговой инспекции возвратить проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 129272 рублей, пени - 21746 рублей.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ налоговой инспекции выплатить проценты на суммы излишне взысканных налога и пени, выраженный в письме от 24.05.2005 N 2.10-3237/2313 и обязать налоговую инспекцию возвратить проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 129272 рублей, пени - 21746 рублей.
Решением от 22.08.2005 (с учетом определения от 28.10.2005) суд признал незаконным отказ налоговой инспекции выплатить обществу проценты на сумму излишне взысканного налога и пени, выраженный в письме от 24.05.2005 N 2.10-3237/2313. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить проценты на сумму излишне взысканного налога в размере 128550 рублей, пени - 21625 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне взысканного налога и пени возвращаются с начисленными на них процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который эти суммы были зачислены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что общество самостоятельно уплатило суммы налога и пени после получения требования, а потому начисление процентов по статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованным. В дополнении к кассационной жалобе налоговый орган указал, что "расчет процентов на суммы излишне взысканных налога и пени, произведенный заявителем и принятый судом, является неверным". С 15.06.2004 при расчете суммы процентов, приходящихся на определенное количество дней в году, надлежит применять одну трехсот шестьдесят пятую ставки рефинансирования, равную 13 процентам, то есть применять показатель 0,0356 (13/365), а не 0,0433.
В отзыве на кассационную жалобу и отзыве на дополнение к кассационной жалобе общество указывает, что суд, удовлетворяя требования, обоснованно руководствовался статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, однако расчет подлежащих взысканию процентов произведен неверно. Проценты подлежат уплате: по излишне взысканному налогу - 105664 рубля 60 копеек (1667883 х 0,0356 х 178 : 100); по пени - 17775 рублей 12 копеек (280581 х 0,0356 х 178 : 100).
В судебном заседании кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении требования. При этом представитель пояснил, что расчет подлежащих уплате обществу процентов, соответственно, 105664 рублей 60 копеек и 17775 рублей 12 копеек, правильно указан налогоплательщиком в отзыве на дополнение к кассационной жалобе, названные суммы перечислены ему платежными поручениями от 12.12.2005 NN 821 и 822.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 9 час. 00 мин. 26.12.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с учетом дополнения и отзыва на нее, выслушав представителя налогового органа, считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов следует, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 01.07.2002 по 31.03.2004.
По результатам проверки составлен акт от 29.09.2004 N 139/197Д3 и принято решение от 25.10.2004 N 286т4 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 334820 рублей штрафа за неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить 1684160 рублей налога на доходы физических лиц и 312570 рублей пени.
На основании указанного решения обществу направлены требования от 26.10.2004 NN 70622-2.9-5213/3190 и 509-2.9-5214 об уплате указанных в них сумм налога, пеней и штрафа в срок до 05.11.2004.
Платежными поручениями от 15.11.2004 NN 2694 и 2693 общество уплатило 1647097 рублей налога на доходы физических лиц и 312570 рублей пени.
Однако, не согласившись с вынесенным налоговой инспекцией решением от 25.10.2004 N 286т4, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2005 по делу N А32-41185/2004-59/1040 решение налоговой инспекции от 25.10.2004 N 286т4 признано недействительным в части взыскания с общества 1667883 рублей налога на доходы физических лиц и 280581 рубля пени.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2005 года решение от 26.01.2005 изменено, признано недействительным решение ИМНС России по г. Новороссийску от 25.10.2004 N 286т4 в части взыскания 333576 рублей 60 копеек штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в остальной части решение первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 22.06.2005 оставил постановление апелляционной инстанции от 14.03.2005 без изменения.
Налоговая инспекция возвратила обществу уплаченные им по требованию суммы налога и пени.
Общество обратилось к налоговой инспекции с заявлением от 18.05.2005 N 05/012-344 об уплате процентов в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Письмом от 24.05.2005 N 2.10-3237/2313 налоговая инспекция отказала обществу в выплате процентов, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства, суд сделал правильный вывод об обоснованности требований общества в части взыскания процентов на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что правила статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговый орган самостоятельно принять решение о возврате излишне взысканных сумм налога с начислением процентов на эти суммы, поскольку излишнее взыскание налога (пени) является следствием неправомерных действий налоговых органов. Согласно пункту 4 данной статьи проценты на сумму излишне взысканного налога и пени начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Довод налоговой инспекции о том, что требование об уплате налога является лишь письменным извещением налогоплательщика об обязанности уплатить в установленный срок сумму налога и соответствующую сумму пеней, налоговый орган не принимал меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому у заявителя не имелось оснований для взыскания процентов по статье 79 Кодекса, не принят кассационной инстанцией.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Взыскание недоимки - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем суд неправильно указал размер процентов, подлежащих возврату налогоплательщику. С учетом действовавшей с 15.06.2004 ставки рефинансирования (13%) уплате обществу подлежат проценты: по излишне уплаченному налогу - 105664 рубля 60 копеек (1667883 х 0,0356 х 178 : 100); по пени - 17775 рублей 12 копеек (280581 х 0,0356 х 178 : 100).
При указанных обстоятельствах размер указанных в решении суда процентов подлежит уменьшению, а решение суда в этой части - изменению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
изменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2005 (с учетом определения от 28.10.2005) по делу N А32-21359/2005-57/573, уменьшив размер подлежащих возврату ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие" процентов на сумму излишне взысканного налога до 105664 рублей 60 копеек, пени - до 17775 рублей 12 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион