ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 ноября 2005 года Дело N Ф08-5568/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от истца - муниципального образования "Григорополисский сельсовет Новоалександровского района Ставропольского края", представителя от ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, представителя от третьего лица - сельскохозяйственного племенного колхоза "Россия", в отсутствие губернатора Ставропольского края, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу муниципального образования "Григорополисский сельсовет Новоалександровского района Ставропольского края" на решение от 29.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-382/2005-С4, установил следующее.
Муниципальное образование "Григорополисский сельсовет Новоалександровского района Ставропольского края" (далее - Григорополисский сельсовет) обратилось в арбитражный суд к губернатору Ставропольского края и министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - Минимущество Ставропольского края) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие губернатора Ставропольского края в удовлетворении заявки (предложения) о передаче в муниципальную собственность Григорополисского сельсовета 2290 га земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории землепользования сельскохозяйственного племенного колхоза "Россия" (далее - колхоз "Россия") и необходимых для развития муниципального образования;
- обязать Минимущество Ставропольского края обеспечить передачу указанных земель в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен колхоз "Россия".
Решением от 29.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2005, в иске отказано. Судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемые земли не являются собственностью Ставропольского края, поэтому не могут быть переданы в муниципальную собственность Григорополисского сельсовета. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Ставропольского края, осуществляет правительство Ставропольского края.
В кассационной жалобе Григорополисский сельсовет просит отменить принятые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям:
- судебные инстанции не учли, что Григорополисский сельсовет подал заявление в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2001 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности"; в соответствии с названными нормативными актами у Минимущества Ставропольского края отсутствовали основания для отказа в принятии и удовлетворении заявления о передаче земель в муниципальную собственность;
- суд первой инстанции неправомерно не принял уточнение исковых требований в части понуждения губернатора Ставропольского края и Минимущества Ставропольского края произвести на основании указанных нормативных актов разграничение государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся на территории Григорополисского сельсовета;
- иск предъявлен к надлежащим ответчикам, поскольку губернатор Ставропольского края является председателем правительства Ставропольского края, а Минимущество Ставропольского края - специальным уполномоченным органом по управлению и распоряжению землями.
В отзыве на жалобу министерство имущественных отношений Ставропольского края, сельскохозяйственный племенной колхоз "Россия" и губернатор Ставропольского края высказываются против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 13.09.2004 и 09.12.2004 глава Григорополисского сельсовета направил Минимуществу Ставропольского края и губернатору Ставропольского края заявку (предложение) о передаче в муниципальную собственность Григорополисского сельсовета 2290 га земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории землепользования колхоза "Россия" и необходимых для развития муниципального образования, и расчеты, обосновывающие необходимость такой передачи.
По мнению заявителя, испрашиваемые земли являются собственностью Ставропольского края и подлежат передаче ему на основании Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" и постановления правительства Ставропольского края от 17.03.2004 N 43-п "Об утверждении Порядка передачи земель, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в муниципальную собственность муниципальных образований Ставропольского края".
Минимущество Ставропольского края, отказывая в удовлетворении заявки, сослалось на то, что право собственности Ставропольского края на испрашиваемые земли не зарегистрировано, соответствующие земельные участки не включены в реестр государственной собственности, что исключает возможность их передачи Григорополисскому сельсовету в порядке, утвержденном постановлением правительства Ставропольского края от 17.03.2004 N 43-п (письма от 17.09.2004 N 4554/09 и от 17.12.2004 N 5883/09).
Указанное обстоятельство послужило основанием для предъявления Григорополисским сельсоветом рассматриваемого иска.
Судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Григорополисского сельсовета о необоснованном неприменении судами первой и апелляционной инстанций Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности".
В соответствии с названными нормативными актами органы местного самоуправления обращаются в территориальные органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации с предложениями о внесении земельных участков в перечни земельных участков, на которые у муниципального образования возникает право собственности. К указанному предложению прилагаются сведения о земельных участках по форме, предусмотренной Приложением N 1 к названным Правилам, и дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в данный перечень.
Между тем глава Григорополисского сельсовета обратился в иные органы - Минимущество Ставропольского края и к губернатору Ставропольского края, которые не являются территориальным органом Министерства имущественных отношений Российской Федерации, и с иным предложением: заявкой о передаче земель, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в муниципальную собственность. Заявка (предложение) составлена по другой форме, и к ней не приложены документы, предусмотренные названными нормативными актами.
Таким образом, Григорополисский сельсовет действовал в соответствии с Порядком передачи земель, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в муниципальную собственность муниципальных образований Ставропольского края, утвержденным постановлением правительства Ставропольского края от 17.03.2004 N 43-п.
Данный порядок принят во исполнение статьи 15 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", согласно которой по предложениям органов местного самоуправления в муниципальную собственность для обеспечения развития муниципальных образований могут быть переданы земли, находящиеся в собственности Ставропольского края. Предложения органов местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность земель, находящихся в собственности Ставропольского края, рассматриваются в порядке, установленном правительством Ставропольского края. В муниципальную собственность могут быть переданы земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке и которые находятся в реестре государственной собственности Ставропольского края.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые Григорополисским сельсоветом земли находятся в неразграниченной государственной собственности, поэтому Минимущество Ставропольского края правомерно отказало в передаче данных земель в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции правомерно не принял уточнение исковых требований в части понуждения губернатора Ставропольского края и Минимущества Ставропольского края произвести разграничение государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся на территории Григорополисского сельсовета. В заявлении Григорополисский сельсовет не изменяет предмет или основание ранее заявленных требований (часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а предъявляет новое требование, не связанное с ранее заявленными требованиями по основаниям возникновения или представленным доказательствам (часть 1 статьи 130 названного Кодекса).
Кроме того, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций о том, что рассматриваемый иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам.
В соответствии со статьей 14 Закона Ставропольского края от 06.11.96 N 32-кз "О правительстве Ставропольского края", статьей 6 Закона Ставропольского края от 12.08.97 N 23-кз "Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной (краевой) собственности в Ставропольском крае" и пунктом 1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 N 28-КЗ "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" управление и распоряжение объектами, находящимися в собственности Ставропольского края (в том числе земельными участками), осуществляется правительством Ставропольского края непосредственно или специально уполномоченными им органами исполнительной власти Ставропольского края.
Согласно названным Законам и Закону Ставропольского края от 06.01.99 N 2-кз "О губернаторе Ставропольского края" губернатору Ставропольского края не предоставлено права распоряжаться объектами, находящимися в собственности Ставропольского края. Выполнение им функций председателя правительства Ставропольского края не свидетельствует о наделении его соответствующими полномочиями, предоставленными правительству Ставропольского края как постоянно действующему органу исполнительной власти Ставропольского края.
Минимущество Ставропольского края, являясь специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим от имени правительства Ставропольского края функции, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом государственной собственности Ставропольского края, не вправе принимать решения о передаче земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в муниципальную собственность. В соответствии с Законами Ставропольского края "Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной (краевой) собственности в Ставропольском крае", "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" Минимущество Ставропольского края осуществляет только основные функции правительства Ставропольского края, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом государственной собственности Ставропольского края, включая земельные ресурсы. Пределы и порядок осуществления данных полномочий по управлению и распоряжению объектами краевой собственности устанавливаются правительством Ставропольского края. Согласно пунктам 7.1.и 7.2 Порядка передачи земель, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в муниципальную собственность муниципальных образований Ставропольского края, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 17.03.2004 N 43-п, решение о такой передаче принимает правительство Ставропольского края. В соответствии с подпунктом "б" подпункта 6 пункта 1 статьи 11 и подпунктами "г" и "д" пункта 37 постановления губернатора Ставропольского края от 02.08.2001 N 462 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края" Минимущество Ставропольского края разрабатывает и вносит для рассмотрения в установленном порядке в правительство Ставропольского края перечни имущества, передаваемого из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность; предложения о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в иные формы собственности; совершает на основании решений правительства Ставропольского края сделки мены, купли-продажи, иного отчуждения земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Изложенное свидетельствует о том, что судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-382/2005-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 23.11.2005 N Ф08-5568/2005 Испрашиваемые сельсоветом земли находятся в неразграниченной государственной собственности, поэтому Минимущество края правомерно отказало в передаче данных земель в муниципальную собственность.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион