ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 8 декабря 2005 года Дело N Ф08-5652/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - федерального государственного унитарного геологического предприятия "Севосгеологоразведка", представителей от ответчиков: государственного унитарного предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Республиканский центр "Севосгеомониторинг", Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания, в отсутствие Правительства Республики Северная Осетия - Алания (ответчик), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-423/2005-8, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Севосгеологоразведка" (далее - федеральное предприятие "Севосгеологоразведка") обратилось в арбитражный суд к государственному унитарному предприятию Республики Северная Осетия - Алания "Республиканский центр "Севосгеомониторинг" (далее - предприятие "Севосгеомониторинг"), Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Министерству имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания со следующими требованиями:
- признать не подлежащими применению и не имеющими юридической силы постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.99 N 334 "О создании государственного унитарного специализированного гидрогеологического предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Севосгидрогеология" (далее - предприятие "Севосгидрогеология")" и одноименное распоряжение Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом (правопредшественник Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания) от 25.01.99 N 3;
- признать недействительным (ничтожным) передаточный акт от 07.10.96 и применить последствия недействительности сделки.
До вынесения решения по делу истец уточнил иск - просил истребовать из незаконного владения предприятия "Севосгеомониторинг" имущество согласно предоставленному перечню.
Решением от 23.06.2005 (с учетом исправительного определения от 12.07.2005) иск удовлетворен - из незаконного владения предприятия "Севосгеомониторинг" в пользу федерального предприятия "Севосгеологоразведка" истребовано отыскиваемое имущество.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2005 решение от 23.06.2005 оставлено без изменения, однако резолютивная часть решения дополнена отказом в иске к Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Министерству имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания.
Судебные акты мотивированы тем, что Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Государственный комитет Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом и впоследствии Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания не вправе распоряжаться федеральным имуществом путем внесения в уставный фонд предприятия "Севосгеомониторинг".
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания просит отменить решение от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 по следующим основаниям:
- судебные инстанции не приняли во внимание, что постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.99 N 334 "О создании государственного унитарного специализированного гидрогеологического предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Севосгидрогеология" и одноименное распоряжение Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом от 25.01.99 N 3 не признаны недействительными, являются действующими и потому подлежат применению к спорным отношениям;
- суды не учли, что на основании Приказа Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.09.95 N 289 Государственный комитет Республики Северная Осетия - Алания наделен правами и полномочиями территориального агентства названного комитета;
- федеральное предприятие "Севосгеологоразведка" до 2001 года являлось республиканским предприятием;
- действия федерального предприятия "Севосгеологоразведка" являются злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Севосгеомониторинг" также просит отменить обжалованные судебные акты.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Приказом от 25.09.91 N 205 начальника Северо-Осетинской геологоразведочной экспедиции Северо-Кавказского производственного геологического объединения "Севкавгеология" принято решение с 01.10.91 создать (с учетом мнения коллектива экспедиции - протокол от 19.09.91 N 5) в ст. Архонской арендные предприятия "Гидрогеология" и "Геосервис".
Факт создания названных арендных предприятий и передачи им имущества Северо-Осетинской геологоразведочной экспедиции лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается актом от 07.10.96, по которому государственное геологическое предприятие "Севосгеологоразведка" передало арендному предприятию "Гидрогеология" движимое и недвижимое имущество согласно перечню, в том числе отыскиваемое по рассматриваемому спору.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.99 N 334 предусмотрено создание на базе имущества, находящегося в пользовании арендного предприятия "Гидрогеология", предприятия "Севосгидрогеология"; Государственному комитету Республики Северная Осетия - Алания по управлению имуществом указано осуществить меры по расторжению договора аренды указанного имущества и закрепить данное имущество на праве хозяйственного ведения за вновь созданным предприятием.
Согласно распоряжению Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом от 25.01.99 N 3 в связи с совместным решением Северо-Осетинского государственного предприятия "Севосетингеологоразведка" и арендного предприятия "Гидрогеология" о расторжении договора аренды имущества принято решение создать предприятие "Севосгидрогеология" путем преобразования указанного арендного предприятия.
Во исполнение постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.06.2003 N 160 предприятие "Севосгидрогеология" ликвидировано, на основе его имущественного комплекса создано предприятие "Севосгеомониторинг", которому по актам от 20.02.2004 передано отыскиваемое имущество.
Федеральное предприятие "Севосгеологоразведка" (правопреемник государственного геологического предприятия "Севосгеологоразведка"), полагая, что отыскиваемое имущество является федеральной собственностью и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения как правопреемником Северо-Осетинской геологоразведочной экспедиции, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты геологической службы относятся исключительно к федеральной собственности.
Судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что отыскиваемое имущество, входившее на момент разграничения государственной собственности в имущественный комплекс Северо-Осетинской геологоразведочной экспедиции Северо-Кавказского производственного геологического объединения "Севкавгеология" и в настоящее время находящееся во владении предприятия "Севосгеомониторинг", является федеральной собственностью.
Следовательно, правительство Республики Северная Осетия - Алания и Государственный комитет Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом не имели полномочий на распоряжение отыскиваемым имуществом путем внесения в уставный фонд предприятия "Севосгеомониторинг".
Доводы Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания о том, что Государственный комитет Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом на тот момент являлся территориальным агентством Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и поэтому вправе был распоряжаться федеральным имуществом, нельзя признать обоснованными. Создание предприятий республиканской формы собственности не входит в компетенцию Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания и территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации. Порядок передачи имущества из федеральной в республиканскую собственность регулируется Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-р "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленное требование на основании статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания о том, что постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30.10.99 N 334 "О создании государственного унитарного специализированного гидрогеологического предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Севосгидрогеология" и одноименное распоряжение Государственного комитета Республики Северная Осетия - Алания по управлению государственным имуществом от 25.01.99 N 3 не признаны недействительными и подлежат применению к спорным отношениям, не имеет значения для разрешения рассматриваемого спора. Арбитражный суд в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе не применять ненормативный акт, противоречащий закону, независимо от того, предъявлялось ли требование о признании такого акта недействительным (пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Довод Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания о том, что предъявление иска федеральным предприятием "Севосгеологоразведка" является злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), не обоснован. Данное Министерство не привело оснований (обстоятельств) для квалификации действий истца как злоупотребления правом (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-423/2005-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 08.12.2005 N Ф08-5652/2005 Имущество, входившее на момент разграничения государственной собственности в имущественный комплекс истца и в настоящее время находящееся во владении ответчика, является федеральной собственностью.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион