ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф08-5625/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - закрытого акционерного общества "Стоматология", ответчиков: Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания и Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, третьего лица - Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2005 по делу N А61-985/2004-3, установил следующее.
ЗАО "Стоматология" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минздрав РСО - Алания) и Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания (Минфин РСО - Алания) о взыскании 8166432 рублей долга по оплате услуг по оказанию с января 2000 года по декабрь 2003 года лечебно-профилактической стоматологической помощи отдельным категориям граждан, имеющим льготу, по заключенным в 2000 - 2003 годах с Минздравом РСО - Алания договорам.
Минфин РСО - Алания обратился со встречным иском к обществу о взыскании 955479 рублей, составляющих переплату за услуги, оказанные обществом в 2001 - 2003 годах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минтруд РСО - Алания).
Решением от 20.01.2005 с бюджета республики в лице Минфина РСО - Алания в пользу общества взыскано 7425614 рублей 70 копеек задолженности. Во взыскании 740818 рублей 30 копеек и в удовлетворении встречного иска отказано. Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из того, что общество доказало факт оказания стоматологических услуг (протезирование и лечение) определенным категориям населения, для которых федеральным и региональным законодательством предусмотрено право на бесплатное получение этих услуг. Отказ в части требований суд мотивировал тем, что на сумму 740818 рублей 30 копеек услуги оказаны гражданам, не имеющим права на бесплатное обслуживание. В удовлетворении встречного иска отказано в связи с недоказанностью требования.
Постановлением кассационной инстанции от 02.06.2005 суд отменил решение, дело направил на новое рассмотрение, указав на необходимость исследования первичных документов, подтверждающих фактические затраты общества по оказанию услуг льготникам, а также определения уровня бюджета, за счет средств которого должны компенсироваться понесенные обществом затраты.
При новом рассмотрении дела общество представило первичные документы в подтверждение факта оказания услуг и просило удовлетворить иск в сумме 7425614 рублей 70 копеек, от взыскания 740818 рублей 30 копеек отказалось.
По итогам нового рассмотрения спора решением от 15.08.2005 суд взыскал из бюджета Республики Северная Осетия - Алания в лице ее финансового органа - Минфина РСО - Алания в пользу общества 7425614 рублей 70 копеек задолженности по расчетам за стоматологические услуги; в части 740818 рублей 30 копеек производство по делу прекращено. В удовлетворении встречного иска и в иске к Минздраву РСО - Алания отказано. Судебный акт мотивирован тем, что понесенные обществом затраты подтверждены необходимыми первичными документами, а оказываемые обществом услуги по лечению и зубопротезированию финансируются из средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин РСО - Алания просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, размер фактически понесенных обществом затрат не подтвержден необходимыми доказательствами; суд не определил уровень бюджета, из которого должно осуществляться финансирование взыскиваемой суммы компенсации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения ввиду его законности и обоснованности, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзывах Минздрав и Минтруд РСО - Алания также согласны с решением суда.
Изучив материалы дела, проверив законность решения от 15.08.2005 по доводам кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.06.98 Минздрав РСО - Алания (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор на оказание медицинских услуг по лечению стоматологических заболеваний, проведение профилактических мероприятий и протезированию взрослого и детского населения города Владикавказа, проведение организационно-методической работы в районах республики в объемах, согласованных государственным заказом.
В силу пункта 1.2 договора заказчик определяет перечень медицинских услуг, которые являются платными, за исключением социально незащищенной категории населения. Срок действия договора определен в 1 год со дня подписания договора. Впоследствии приказом Минздрава РСО - Алания действие договора продлено до 30.12.2000.
Согласно названному договору в 2000 году бесплатную медицинскую помощь общество оказало детям до 14 лет, подросткам от 15 до 18 лет, студентам и учащимся очных форм обучения, инвалидам, пенсионерам, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 3-х лет, многодетным матерям, женщинам, воспитывающим детей-инвалидов. В силу пункта 2.1.2 заказчик обязан обеспечить финансирование госзаказа по мере поступления средств, включая бесплатное протезирование, по существующему прейскуранту. На 2001 год Минздрав РСО - Алания (заказчик) и общество (исполнитель) заключили новый договор от 12.02.2001 на оказание услуг по лечению стоматологических заболеваний и протезированию. Приложением N 2 к договору установлен перечень групп населения, которым амбулаторная стоматологическая помощь оказывается за счет средств бюджета. В приложении N 3 определены виды помощи и сумма государственного заказа - 11 млн. рублей. На основании этого договора в 2001 году общество оказало бесплатные услуги по протезированию и лечению инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам по общему заболеванию, ветеранам труда и тыла, пенсионерам, репрессированным гражданам и чернобыльцам.
Приказом Минздрава РСО - Алания от 11.02.2002 N 139 и с согласия общества действие договора от 12.02.2001 продлено до 12.02.2003.
На 2003 год Минздрав РСО - Алания (заказчик), общество (исполнитель) и Минтруда РСО - Алания договор о предоставлении стоматологической помощи льготным категориям граждан заключили 26.06.2003. Согласно данному договору заказчик поручает, а учреждение берет на себя обязательство по оказанию стоматологической помощи, проведению профилактических мероприятий и протезированию населения в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" и Государственным заказом.
При новом рассмотрении дела в суд представлена справка от 24.12.2004, составленная уполномоченными представителями общества, Минздрава РСО - Алания, Минфином РСО - Алания и Минтруда РСО - Алания, по результатам проверки первичных бухгалтерских документов общества - нарядов, их соответствия реестрам, представленным обществом в Минздрав РСО - Алания. Суд исследовал подлинники нарядов с указанием фамилии, инициалов, адресов, категории льготников, вида и стоимости оказанных услуг.
Суд первой инстанции достаточно подробно проанализировал и проверил периоды оказания спорных услуг, их объем и категории граждан, которым эти услуги оказывались бесплатно, детально исследовал подлинные первичные документы, предоставленные в дело обществом в обоснование заявленных требований (т. 8 - 26).
Суд обоснованно уменьшил взыскиваемые обществом расходы на сумму, составляющую стоимость медицинских услуг, оказанных гражданам, которым право на бесплатное получение этих услуг не предоставлено: в 2001 и 2002 годах не предусмотрено бесплатное протезирование пенсионерам (от взыскания этой суммы истец отказался в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части обоснованности оказания бесплатных услуг по лечению и протезированию отдельным категориям населения, которые не включены в утвержденные договорами перечни (инвалиды по общему заболеванию, ветераны труда тыла, репрессированные, участники ликвидации чернобыльской катастрофы), выводы суда также правильны. Федеральными законами "О ветеранах" (статья 13), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 28), "О реабилитации жертв политических репрессий" (статья 16), "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 14) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрено право указанной категории граждан на бесплатное лечение и протезирование.
Суд правильно оценил спорные отношения, сложившиеся с 12.02.2003 по 26.06.2003, и пришел к обоснованному выводу, что, несмотря на отсутствие в этот период договора на оказание стоматологической помощи, проведение профилактических мероприятий и протезирование населения, общество имеет право на компенсацию понесенных расходов. По указанию Минздрава РСО - Алания до заключения нового договора в 2003 году обществу предписано оказывать услуги по условиям договора 2002 года.
Суд выполнил указания кассационной инстанции и установил следующее. Минздрав РСО - Алания возложил на общество обязанность оказывать услуги по бесплатному лечению и протезированию категориям граждан, которым данная льгота предоставлена федеральными нормативными актами, поскольку в городе Владикавказе отсутствуют государственные либо муниципальные стоматологические лечебные учреждения.
В республиканских законах о республиканском бюджете предусмотрены расходы на реализацию прав и льгот, установленных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе на зубопротезирование. В разделе "Доходы" республиканских бюджетов предусмотрены субвенции из бюджета Российской Федерации на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и субсидии на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд правомерно указал на необходимость финансирования оказанных обществом услуг указанным категориям граждан за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.
Обязанность оказывать бесплатные услуги иным категориям граждан возложена на общество договорами, заключенными с Минздравом РСО - Алания, поэтому они также финансируются за счет средств республиканского бюджета.
Суд установил, что Минфин РСО - Алания не предоставил доказательств выделения Минздраву РСО - Алания денежных средств из республиканского бюджета для компенсации затрат общества, понесенных им при оказании услуг по бесплатному лечению и протезированию отдельных категорий граждан, имеющим в силу Закона льготы. Анализ материалов дела свидетельствует, что при новом рассмотрении дела суд первой инстанции в полном объеме выполнил указания суда кассационной инстанции, исследовал предоставленные в дело первичные документы, подтверждающие фактические расходы общества, и, оценив их, обоснованно удовлетворил заявленные требования за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания.
Доводы, изложенные Минфином РСО - Алания в кассационной жалобе, следует отклонить, поскольку они опровергаются материалами дела и по существу направлены на переоценку доказательств и выводов суда. Между тем в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Заявитель жалобы документально не опроверг правильность выводов суда, не предоставил контррасчет суммы задолженности.
Таким образом, суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценил. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено. Основания для отмены или изменения решения от 15.08.2005 отсутствуют.
Межбюджетные отношения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и не являются предметом арбитражного разбирательства. Отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства. Это лишь подтверждает отсутствие в государстве средств эффективной защиты и нарушение пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2004 N С5-7/СМП-1562, решение Европейского суда от 16.09.2004).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2005 по делу N А61-985/2004-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N Ф08-5625/2005 Суд взыскал с Минфина республики понесенные обществом расходы, связанные с оказанием услуг по лечению и протезированию льготной категории граждан. Расходы общества подтверждены документально. Отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион