Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N Ф08-5948/2005-2356А Поскольку протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, представителю не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то названный протокол не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф08-5948/2005-2356А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления внутренних дел г. Ейска и Ейского района, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Моторс", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Моторс" на решение от 23.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.11.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29831/2005-51/714-32АП, установил следующее.
Управление внутренних дел г. Ейска и Ейского района (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Гранд-Моторс" (далее - общество) к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по предрейсовому медицинскому осмотру водителей без соответствующей лицензии.
Решением от 23.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2005, требование управления удовлетворено. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении требований управления. По мнению заявителя, общество приняло все меры по соблюдению законодательства о лицензировании, поскольку 14.12.2004 в лицензирующий орган сданы все необходимые документы для получения лицензии (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При составлении протокола от 24.06.2005 N 16184 нарушены требования статьи 28.2 Кодекса, а именно: протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, права и обязанности не разъяснены. Кроме того, решение суда от 23.08.2005 вынесено в отсутствие представителя общества, не извещенного в установленном законом порядке.
В нарушение процессуального законодательства управлением отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.06.2005 должностными лицами управления проведена проверка соблюдения обществом законодательства Российской Федерации о лицензировании. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет предрейсовые медицинские осмотры водителей без соответствующей лицензии.
По данному факту 24.06.2005 составлены акт проверки, протокол осмотра и протокол об административном правонарушении N 16184.
Материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.
При рассмотрении дела судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по предрейсовому медицинскому осмотру водителей без соответствующей лицензии.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499, закреплено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по соответствующим медицинским специальностям, включая в том числе проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которой за N 06.034 указаны "работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств".
Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, привлекая общество к ответственности, судебные инстанции не учли следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 данного Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа названных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу пункта 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суду необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 названного Кодекса).
Как видно из материалов дела (т. 1, л.д. 5), протокол об административном правонарушении от 24.06.2005 N 16184 составлен без участия законного представителя юридического лица - директора Барановой Т.А.
Управление не представило суду надлежащих доказательств извещения законного представителя общества о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении.
Поскольку протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, вручен ему 25.06.2005, после составления, представителю не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то протокол от 24.06.2005 N 16184 не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоблюдение порядка принятия решения о привлечении к административной ответственности, установленного законом, является основанием для принятия судом решения об отказе в привлечении к административной ответственности.
Довод жалобы о вынесении судом первой инстанции решения от 23.08.2005 в отсутствие директора общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, следует отклонить. Данный довод являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил правильную оценку.
При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты необходимо отменить как принятые с нарушением норм права, а в удовлетворении заявления управления - отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.11.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29831/2005-51/714-32АП отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион