Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N Ф08-5977/2005-2359А При рассмотрении дела суд не оценивал взаимосвязь принятых к учету счетов-фактур, оплаты полученных по ним товаров, принятия этих товаров на учет и предъявлением к налоговому вычету суммы налога с налоговым периодом, в котором налогоплательщик заявил о наличии у него права на налоговый вычет. В материалах дела отсутствует налоговая декларация, что не позволяет проверить как сам расчет налоговой базы, так и правильность, полноту исчисления обществом суммы налога в спорном налоговом периоде.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф08-5977/2005-2359А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лаба", в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея на решение от 19.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2005 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1731/2005-5, установил следующее.
ООО "Лаба" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея с заявлением о признании недействительными решений от 16.05.2005 N 99 и от 07.06.2005 N 113 о привлечении общества к налоговой ответственности и требований NN 1067, 1080, 1105 и 1106 об уплате налога и налоговой санкции, обязании руководителя налоговой инспекции вынести постановление об отмене указанных решений и требований.
Решением от 19.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2005, суд признал незаконными решения налоговой инспекции от 16.05.2005 N 99, от 07.06.2005 N 113 и требования от 16.05.2005 NN 1080, 1067 от 07.06.2005 NN 1105, 1106. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция в нарушение статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, выявив в ходе проведения камеральных проверок ошибки в оформлении счетов-фактур, не предложила налогоплательщику внести соответствующие исправления. Суду представлены счета-фактуры, исправленные в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, налоговая инспекция правомерно не приняла к вычету счета-фактуры, оформленные с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и привлекла общество к налоговой ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларации по НДС за январь и февраль 2005 года.
По результатам камеральных проверок налоговая инспекция вынесла решения от 16.05.2005 N 99 и от 07.06.2005 N 113, которыми обществу доначислено 437050 рублей 91 копейка налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 14188 рублей 20 копеек пеней, 77100 рублей 38 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской федерации 500050 рублей 87 копеек НДС, 16888 рублей 56 копеек пеней, 100010 рублей 17 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно.
Основанием для начисления сумм налога, пеней и штрафов послужило оформление счетов-фактур с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, применение вычетов на основании счетов-фактур без документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при приобретении товарно-материальных ценностей, отсутствие в книге покупок указания даты оплаты счета-фактуры и принятия на учет товаров, приобретенных для перепродажи.
Требованиями от 16.05.2005 NN 1080, 1067, от 07.06.2005 NN 1105, 1106 обществу предложено уплатить суммы налога, пеней и штрафа в добровольном порядке.
Полагая, что ненормативные акты налоговой инспекции являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Требования статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой определенные последствия в виде отказа в принятии к налоговому вычету или возмещения сумм НДС, предъявленных продавцом.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что исправленные счета-фактуры, соответствующие предъявляемым статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям, представлены обществом только в судебное заседание.
Следовательно, исправленные счета-фактуры не являлись предметом камеральной проверки, по результатам которой налоговая инспекция приняла решения от 16.05.2005 N 99 и от 07.06.2005 N 113, поэтому они не могут служить основанием для признания ненормативных правовых актов недействительным и на момент их принятия.
Указанный вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1200/04. Согласно данному Постановлению при рассмотрении заявлений о признании решения налоговой инспекции недействительным оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения права на налоговые вычеты.
Основание, послужившее для принятия решения об отказе в возмещении НДС, является устранимым и не препятствует представлению налоговой инспекции исправленных счетов-фактур.
При рассмотрении дела суд также не учел следующее.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, основными условиями для принятия налога на добавленную стоимость к вычету, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком, являются: приобретение, оплата и принятие товаров (работ, услуг) на учет и наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.
Суд проверил содержание оспариваемых обществом ненормативных правовых актов на предмет обоснованности доначисления НДС по счетам-фактурам, составленным с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, и не дал оценку иным нарушениям, выявленным налоговой инспекцией.
В то же время одним из оснований отказа налоговой инспекции в возмещении НДС послужило отсутствие в книге покупок налогоплательщика даты оплаты счетов-фактур и принятия на учет (оприходования) товаров, приобретенных для перепродажи.
Какую-либо либо оценку взаимосвязи принятых к учету счетов-фактур, оплаты полученных по ним товаров (работ, услуг), принятия этих товаров (работ, услуг) на учет и предъявлением к налоговому вычету суммы налога с налоговым периодом, в котором налогоплательщик заявил о наличии у него права на налоговый вычет, суд не производил. Установление этих обстоятельств и исследование свидетельствующих об их наличии доказательств непосредственно влияет на проверку законности решения налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС и правильности исчисления обществом налоговой базы в определенные налоговые периоды.
Кроме того, в материалах дела отсутствует налоговая декларация, что не позволяет проверить как сам расчет налоговой базы, так и правильность, полноту исчисления обществом суммы налога.
Вывод суда о том, что налоговая инспекция при обнаружении ошибки и противоречий в документах должна была с учетом статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих исправленных документов, не может являться единственным основанием для признания принятого налоговым органом решения недействительным.
В соответствии с подпунктами 1, 5, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Абзацем 4 статьи 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Налогоплательщик при подаче декларации по НДС для подтверждения права на налоговый вычет должен был представить надлежаще оформленные счета-фактуры, а также документы, подтверждающие товарность сделки и использование приобретенных товаров (работ, услуг) в производственных целях.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду с учетом предоставленных ему статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий и особенностей, определенных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, а также определяющих порядок определения налоговой базы (статья 166 Кодекса), необходимо исследовать и оценить все документы, подтверждающие право общества на возмещение НДС и включения понесенных затрат в число расходов; их использование в производственных целях; соблюдение обществом установленных статьей 176 Кодекса условий возмещения налога; дать оценку соответствия представленным налоговой инспекции в подтверждение права на налоговый вычет счетов-фактур требованиям закона; исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы сторон и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.10.2005 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1731/2005-5 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион