ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 декабря 2005 года Дело N Ф08-5519/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала "Карачаево-Черкесскэлектросвязь", в отсутствие ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управления социальной защиты населения Карачаево-Черкесской Республики, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 18.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1931/2004-9, установил следующее.
ОАО "Южная телекоммуникационная компания в лице филиала "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и Управлению социальной защиты населения Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) о взыскании 3517657 рублей убытков в виде выпадающих доходов от предоставления в 2003 году предусмотренных законами льгот по оплате услуг связи (телефон, радио) и установке телефонов ветеранам, инвалидам и лицам, подвергшимся радиационному воздействию (т. 1, л.д. 2).
Решением от 18.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2005, с Минфина России взыскано 3380837 рублей, с Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - 136820 рублей. В иске к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и Управлению отказано. Судебные инстанции признали доказанными факты оказания обществом услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим льготы на основании законов (т. 1, л.д. 115; т. 2, л.д. 15).
В кассационной жалобе Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - федеральное казначейство) просит отменить судебные акты в части взыскания денежных средств с Минфина России, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что в полном объеме исполнил свои обязательства, которые были предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год"; сумма выпадающих доходов истца не вошла в обязательства государства на 2003 год. Заявитель также полагает, что иск не подлежал удовлетворению ввиду отсутствия его вины, недоказанности факта нарушения обязательств и размера понесенных убытков. Кроме того, Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку в данном случае имеют место требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и органов государственной власти, который возмещается главными распорядителями бюджетных средств по подведомственной принадлежности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на их законность.
В судебном заседании представитель общества поддержала изложенные в отзыве доводы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что истец предоставил в 2003 году гражданам и инвалидам льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Общая сумма предоставленных льгот гражданам составила 11386374 рубля 60 копеек. Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики в 2003 году возмещены расходы обществу в размере 7868717 рублей 62 копеек. Таким образом, задолженность Минфина России составила 3517657 рублей 04 копейки.
Данный вывод судов недостаточно мотивирован ввиду следующего.
Общество является коммерческой организацией, предоставившей гражданам услуги. Предоставление услуг коммерческой организацией гражданам регулируется нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить их.
Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" расходы на реализацию льгот возмещаются либо за счет федерального бюджета, либо бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые определяют круг отношений, являющихся предметом гражданского и бюджетного права, отношения по предоставлению услуг регулируются нормами гражданского законодательства. Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Таким образом, Российская Федерация и Карачаево-Черкесская Республика приняли публичную обязанность возмещать определенным лицам расходы, связанные с предоставлением услуг. Обязательственные отношения между обществом и гражданами по предоставлению услуг возникли согласно договорам, следовательно, определенные в указанных федеральных законах лица имеют право на возмещение расходов.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Общество указывает на то, что гражданам предоставлены услуги, которые подлежат оплате за счет государства, однако в материалы дела договоры с гражданами и доказательства выполнения им услуг не представило. Суды возложили ответственность по возмещению на Минфин России в отсутствие актов сверки, составленных с его участием. Поэтому довод жалобы о недоказанности размера убытков обоснован.
Кроме того, финансирование расходов, связанных с реализацией указанных Федеральных законов, осуществляется из бюджетов и является целевым. В нарушение статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны доказательства, на которых суды основывали свои выводы о недостаточности средств, выделенных Минфином России Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики. Возмещение расходов производились из федерального бюджета субъекту федерации по его потребностям, поэтому необходимо определить порядок возмещения, установленный между Минфином России и Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, размер возмещенных из республиканского и федерального бюджетов стоимости предоставленных гражданам услуг.
Кассационная инстанция признает ошибочным довод Минфина России о том, что оно является ненадлежащим ответчиком. Общество заявило требование о возмещении расходов, связанных с публичной обязанностью Российской Федерации в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить размер предоставленных услуг, порядок возмещения, установленный между Минфином России и Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, размер возмещенных из республиканского и федерального бюджетов стоимости предоставленных гражданам услуг, а также выяснить, обращался ли последний в Минфин России для выделения денежных средств по возмещению указанных социальных льгот.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1931/2004-9 отменить, передать дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 15.12.2005 N Ф08-5519/2005 Кассационная инстанция признает ошибочным довод Минфина России о том, что оно является ненадлежащим ответчиком. Общество заявило требование о возмещении расходов, связанных с публичной обязанностью Российской Федерации в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион