Вопросы бюджетного обеспечения муниципалитетов в связи с переходом на новую систему МСУ были центральными на состоявшемся вчера совещании аппарата Правительства Ленобласти, которое провел Губернатор Валерий Сердюков.
По информации, представленной вице-губернатором Ленинградской области - председателем Комитета финансов Александром Яковлевым, в целом область готова к исполнению 131-го закона в части формирования, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Существенно этому помогло утверждение консолидированного бюджета области на 2006 год, в соответствии с основными положениями которого на местах были определены расчетные суммы доходов, зачисляемые в местные бюджеты.
Теперь началось принятие бюджетов и на муниципальном уровне. Так, уже утвержден бюджет на 2006 год в Гатчинском районе, в остальных районах эта работа находится на стадии завершения, и до 25 декабря бюджеты всех муниципальных образований - и 1-го, и 2-го уровней - будут приняты.
Всего собственные доходы муниципальных образований в 2006 году составят 5 млрд 299 млн рублей. В целом бюджет муниципальных образований с учетом дотаций из области составит 11 млрд 142 млн рублей. Бюджеты территорий 2006 года разработаны с учетом роста заработной платы.
Важно отметить, что бюджетная обеспеченность на одного жителя муниципальных образований в 2006 году будет выше, чем в 2005-м.
Александр Яковлев напомнил, что областные власти поставили перед федеральным центром вопрос о необходимости взымания налога на доходы физлиц по месту жительства, а не работы (это позволит укрепить экономику территорий, жители которых работают в крупных поселках или райцентрах), но пока решения по этому вопросу не последовало.
Вице-губернатор коснулся и вопроса обеспечения топливом: уже подписаны договоры с шестью муниципальными образованиями (речь идет о централизованной поставке топлива на областном уровне).
Валерий Сердюков поставил задачу перед председателями профильных комитетов усилить работу с главами муниципальных образований - по реализации единой социальной политики на территории Ленобласти. Есть круг вопросов, в частности, сельскохозяйственная и молодежная политика, по которым в новом законодательстве полномочия у местного самоуправления не предусмотрены. Вместе с тем, при прежней системе практически во всех муниципальных образованиях имелись и отделы сельского хозяйства, и отделы по работе с молодежью. Несмотря на то, что теперь в прямую обязанность муниципалитетов не входят поддержка сельского хозяйства и работа с молодежью, совершенно очевидно, что по этим направлениям в области должна и в дальнейшем проводиться единая политика, и без участия МО она вряд ли возможна. Так что представителям соответствующих профильных комитетов предстоит плотно работать с руководителями муниципальных образований для того, чтобы эти важные направления социальной политики не остались за бортом. Необходимо распределить между муниципальными служащими обязанности таким образом, чтобы работа эффективно велась по всем социально значимым направлениям.
Ключевым вопросом на совещании стало формирование доходной базы МО. Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас подробно рассказал участникам совещания о том, за счет каких источников будут пополняться бюджеты муниципалитетов. Поскольку в бюджет территорий (и районов, и поселений) пойдут прежде всего отчисления от налога на доходы с физических лиц, то на повестке дня по-прежнему ключевым остается вопрос так называемой "зарплаты в конвертах". Усилия властей всех уровней по выводу зарплаты из тени дают свои результаты, однако эта проблема по-прежнему стоит остро. И пусть в последнее время меньше стали обращаться за компенсациями услуг ЖКХ фиктивно "бедные" люди, у которых нормальная "черная" зарплата и нищенская "белая", тем не менее, говорить о полном искоренении такого явления, как "зарплата в конвертах", пока еще рано.
Как подчеркнул Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, территории должны приложить все усилия для пополнения доходных статей. В противном случае распоряжаться будет просто нечем, несмотря на грамотно сверстанный бюджет: ведь этот документ - программа действий, а конкретное наполнение является делом администраций.
Здесь во всей остроте встает вопрос налоговой дисциплины, на укрепление которой глава областной администрации обратил особое внимание участников совещания. Сегодня почти три четверти населения Ленинградской области являются собственниками жилья, в регионе работают десятки тысяч частных предпринимателей и фирм. Все ли они исправно и точно в срок отчитываются по своим доходам и вносят арендные платежи или налог на имущество физических лиц? Вряд ли здесь нужно лукавить и делать вид, что все в порядке, так как жизнь часто показывает образное. Многие частные гостиницы и пансионаты, места в которых в сезон распродаются по весьма солидным ценам, явно не спешат исполнить закон и поделиться своими прибылями. Необходимо продолжать детальную работу налоговых органов и КУГИ с частной недвижимостью: немало строений в области до сих пор не имеют инвентаризационной оценки и регистрации.
Поэтому к запланированной муниципалитетами первого уровня сумме - 70 миллионов рублей в части налога на имущество физических лиц - необходимо отнестись весьма критично. Есть резервы, которые главы новых администраций должны увидеть и раскрыть.
Опасения вызывает ситуация, когда за рамками внимания администраций муниципалитетов остаются более 9 тысяч областных плательщиков за охрану окружающей среды. Отношения с ними также должны быть урегулированы.
Для перспективы развития территорий важно максимально развивать производства, наполняя налогооблагаемую базу.
Руководитель управления Государственной налоговой службы по Ленобласти Арнольд Гуркович доложил Губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову о работе, связанной с необходимостью финансового подкрепления местного самоуправления в решении социальных задач. По информации Арнольда Гурковича, налоговые органы увеличили сборы за 10 месяцев на 700 миллионов рублей к прошлогоднему уровню. Но главное - найдены перспективы для значительного укрепления налогооблагаемой базы за счет предприятий, ведущих деятельность в области, но платящих налоги в другие субъекты Российской Федерации.
- Нам должны помогать не только областные, но и местные власти - муниципалы. На деле они редко работают с налоговой инспекцией: за 10 месяцев участвовали только в 2% проверок. Между тем, только по торговле в садоводствах мы предъявили санкций на 6 миллионов рублей, - отметил Арнольд Гуркович.
Недоумение вызывает и ситуация, когда арендные платежи одного только Киришского нефтеперерабатывающего завода составляют порядка 350 миллионов рублей, а общая сумма этих платежей по области - 900 миллионов рублей. Неужели в регионе нет иных крупных арендаторов?
Новая система местного самоуправления должна всколыхнуть руководство на местах, ведь от сборов налогов будет зависеть развитие территорий. Ведь без доходов бюджетов не может быть расходов, направленных на укрепление социальной сферы.
Подводя итоги совещания, Валерий Сердюков отметил, что в Ленинградской области есть все предпосылки для нормальной и эффективной работы органов власти в условиях реформы местного самоуправления. Но важно взглянуть на многие вопросы шире, в муниципалитетах каждый сотрудник администрации должен чувствовать ответственность, работая на укрепление налоговой дисциплины и соблюдение закона.
Это позволит не только сохранить достигнутое в экономике и социальной сфере, но и эффективно двигаться вперед.
Анна Соснора