Юридические статьи

Рынок алкоголя : Чиновникам предстоит работа в рыночных условиях



На пресс-конференцию, посвященную работе потребительского рынка, чиновники из Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) притащили алкоголь и выставили на стол пластиковые и стеклянные бутылки емкостью 0,5 и 0,7 литра, пятилитровые канистры с водкой, коньяком и спиртом. Все приобретено, как пояснила начальник отдела контроля за технологиями и обеспечением легальности рынка КЭРППиТа Светлана Перетятько, в ларьках и по дешевке. Например, пятилитровая канистра этилового спирта, продажа которого вообще запрещена, стоит 300 рублей. А поллитровая бутылка коньяка — 50 рублей.

Весь представленный журналистам алкогольный арсенал госпожа Перетятько назвала поддельной продукцией. И пояснила, что есть подделки, которые можно определить визуально, — на них либо вообще нет региональных и федеральных акцизных марок, либо марки есть, но они ненастоящие. Для наглядности были продемонстрированы две бутылки с коньяком, на которых федеральные марки имеют один и тот же номер, а марки региональные не имеют опознавательных знаков — на них нет номера акцизного склада, где проводится контроль качества. Но есть и такая продукция, нелегальное происхождение которой можно определить только с помощью специального аппарата.

Всего за 9 месяцев текущего года в Петербурге было выявлено 450 тыс. дал нелегальной продукции. А сколько не выявлено? Местные чиновники считают, что доля теневого рынка в городе составляет 25—30%. А это недополученные средства в бюджет. В 2004 году бюджет Петербурга недосчитался 1,5 млрд рублей с акцизов. Собрано было 2,2 млрд. Ситуация с акцизными сборами в текущем году еще более драматичная. По словам зампредседателя КЭРППиТа Николая Архипова, план по акцизам на текущий год, который составляет 3 млрд руб., выполнен не будет.

В целом в России, по оценкам некоторых экспертов, доля теневого рынка алкоголя достигает 46% (более 11 млрд долл.). По данным журнала «Эксперт Северо-Запад» со ссылкой на Союз участников алкогольного рынка, в стране в 2004 году совокупные потери бюджетов всех уровней от применения различных схем ухода от акцизов и налогов составили 86 млрд рублей.

В составе нелегальной есть продукция, производимая винно-водочными заводами, которые, используя «теневые» схемы, уходят от уплаты налогообложения. И есть продукция, производимая в подвалах и гаражах, употребление которой для человека смертельно. Эксперты утверждают, что только в Петербурге из-за употребления подпольного спиртного ежедневно гибнет два человека. При этом уровень смертности, официально зарегистрированный в Санкт-Петербурге, примерно на порядок ниже, чем в целом по стране. По официальной статистике, в 2004 году в РФ контрафактный алкоголь стал причиной смерти 40 тыс. человек.

Рынок станет еще более криминальным?

Как заявил на пресс-конференции г-н Архипов, в 2006 году ситуация еще ухудшится, нелегальной алкогольной продукции на рынке появится значительно больше. Этому будут способствовать принятые Думой в июле поправки к федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» , которые начнут действовать с 1 января 2006 года. По мнению чиновника, новая редакция закона отменяет практически все действующие механизмы регулирования алкогольного рынка. Нововведения, в частности, ликвидируют систему акцизных складов, отменяют региональные знаки качества, наносимые на бутылку. Теперь все акцизные налоги пойдут в федеральный бюджет. В субъекты они будут возвращаться в виде преференций.

Г-н Архипов убежден, что упразднение акцизных складов разрушит контроль над алкогольной продукцией, поступающей в Петербург. Сейчас 70 городских чиновников контролируют обороты и качество продукции на 55 акцизных складах. В новом году им придется контролировать розничную торговлю, а это не менее 10 тыс. точек. Но процедура проверок не ясна. Нет ни одного правительственного постановления, разъясняющего положения закона.

Хотя сейчас очевидно, что привлечь торговца к ответственности за уклонение от уплаты налогов будет практически невозможно. Для возбуждения уголовного дела милиция должна обнаружить в магазине нелегальной водки не менее чем на 250 тыс. рублей. Таких запасов товара одного наименования не имеют даже крупные магазины, не говоря уже о ларьках. У регионов остаются лишь права осуществлять контроль за розницей через механизмы лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Но лицензии на продажу спиртного продают налево и направо. Такие лицензии есть у владельцев павильонов на вокзалах, где торгуют спиртным, хотя закон это запрещает. И еще. Согласно новациям, отменяется лицензирование импорта алкоголя в страну и квотирование импорта спирта, а потому с наступлением нового года любой желающий может ехать в любую страну, закупать товар и здесь продавать.

Короче, по мнению чиновников, с 1 января нового года рынок наводнит нелегальная винно-водочная продукция, более дешевая и менее качественная, что ослабит позиции легальных производителей.

Путь к цивилизованному рынку?

Генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» Вениамин Грабар, напротив, считает, что такой закон необходим. Он создает условия, при которых можно серьезно ограничить оборот нелегальной алкогольной продукции в стране. С 1 января 2006 года исчезнет система акцизных складов, которая превратилась за последние пару лет в систему отмывания «черных» денег. Также будут ужесточены требования к производителям алкогольной продукции и к дистрибьюторам. Так что принятие поправок — это шаг к становлению более цивилизованного рынка. Правда, г-н Грабар прогнозирует, что в ближайшие полгода на прилавках появится большое количество поддельного алкоголя. Но в перспективе ситуация должна нормализоваться. А путь борьбы с подделками — один. Это работа производителя, чью продукцию подделывают, с силовыми структурами.

Директор по развитию корпорации «Петербургская широта» Максим Черниговский отмечает, что система акцизных складов, перед которыми ставились две задачи — борьба с контрафактной продукцией и преодоление регионального сепаратизма, оказалась несостоятельной. Контрафактной продукции стало меньше, но очень незначительно. Причем уменьшение подпольного алкоголя не связано с существованием акцизных складов, это следствие формирования цивилизованного рынка. Не изжит и местный сепаратизм. Многие регионы как ставили искусственные барьеры, так и продолжают их ставить — администрации экономически выгоднее расширять торговлю алкогольной продукции местного производства. В то же время акцизные склады со своим феодальным правом сдерживали развитие алкогольного рынка как в целом в стране, так как и в Петербурге в частности. Теперь администрации придется работать в новых условиях, рыночных, так как система акцизных складов — не рыночный инструмент.

По оценке нашего эксперта, старые методы контроля были недейственными, но и новый закон, который не предусматривает усиления борьбы с «теневиками», не дает предпосылок для сокращения «серого» сектора алкоголя. Единственно разумный путь — повышение благосостоянии народа. Богатые люди покупают качественную и дорогую продукцию, а дешевую и контрафактную — бедные.

Нелли Богорад




Вернутся в раздел Юридические статьи