Четвертый год в Петербурге идет война — не на жизнь, а за деньги между представителями нескольких крупных торговых сетей, реализующих товары детского ассортимента. Сети магазинов «Здоровый малыш», «Дети», «Для тебя и мамы» и другие борются за право реализовывать товары по так называемым магнитным картам, а значит — получать свой гарантированный кусок бюджетного пирога. С введением в действие нового законодательства о компенсационных выплатах семьям, имеющим детей, эта борьба приобретает новый характер.
Петербургские семьи с маленькими детьми с 1999 года получают из городского бюджета средства на приобретение товаров и продуктов питания для детей первого года жизни ребенка. С 2001 года закон «О компенсационных выплатах жителям СПб в связи с рождением ребенка и уходом за ним» вступил в силу, и родители стали получать деньги на пластиковые карты, которые можно было отоваривать в специальных магазинах. Потом действие закона было продлено на второй год жизни ребенка — малыши с года до двух лет получали на свою карту по 248 рублей. Кредитованием и отовариванием карт стали заниматься банк «Санкт-Петербург» и ЗАО «Спецобслуживание» (сеть магазинов «Здоровый малыш»). Безналичность выплат мотивировалась несознательностью отдельных родителей, которые, получив деньги наличкой, непременно бы их израсходовали не на детские товары, а на что-то другое. Выбор именно ЗАО «Спецобслуживание» в Комитете по труду и социальной защите населения объясняли тем, что в 2000 году именно оно было инвестором создания сети пунктов детского питания при детских поликлиниках во всех районах Петербурга, а также отсутствием конкурентов, способных оказывать такие услуги на соответствующем уровне.
Однако со временем выяснилось, что и конкуренты, оказывается, есть и что в самом «Здоровом малыше» не все так замечательно. Конкуренты справедливо возмущались, что ЗАО «Спецобслуживание» является монополистом на этом сверхвыгодном рынке (заметим, это полтора миллиарда рублей гарантированного годового оборота только от реализации товаров по картам. Плюс торговля за наличку).
В 2003 году конкуренты обратились с заявлением в Управление ФАС (Федеральная антимонопольная служба) по СПб и области. ФАС обнаружила признаки нарушения законодательства и отказалась согласовывать проект нормативного акта, определяющего требования и условия отбора сети торгово-сервисных предприятий в редакции, предложенной Комитетом по труду и социальной защите населения. Комитет настаивал на том, что все магазины, в которых можно приобрести детские товары по пластиковой карте, должны принадлежать одному хозяйствующему субъекту. ФАС же считала, что число компаний, участвующих в программе, не должно быть ограничено.
К концу 2004 года этим вопросом озадачились и депутаты, в частности Виктор Евтухов и Владимир Еременко. По их информации, цены на некоторые товары в магазинах сети «Здоровый малыш» были выше среднегородских, ассортимент не всегда соответствовал требованиям. Росло и недовольство рядовых покупателей, далеко не все магазины этой сети удовлетворяли требования специфической категории потребителей, — родителей с маленькими детьми. Кроме того, депутаты попытались выяснить, действительно ли «Здоровый малыш» является монополистом на рынке Санкт-Петербурга. Выяснилось — действительно, однако и конкурентам, и, главное, покупателям пока рано радоваться.
Меняю шило на мыло
В минувшую пятницу все заинтересованные стороны собрались за «круглым столом» обсудить причины и выход из этого явно затянувшегося конфликта. Депутат ЗакСа Наталия Евдокимова сообщила, что «Здоровый малыш» за 3 года существования свою функцию выполнил — город и горожане привыкли к подобной системе отоваривания через карты, порядок установления цен и ассортимента ясен, и даже частично выполнена программа максимум — рождаемость в Санкт-Петербурге благодаря оказываемой социальной поддержке увеличилась. А раз так, то можно говорить и о привлечении к делу других участников рынка. Депутаты подсуетились, и в ноябре 2004 года был принят закон СПб «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге». Согласно ему, правом на реализацию товаров по пластиковым картам могут пользоваться не одна, а как минимум три торгово-сервисные организации, выбираемые на основе конкурса. Однако тут же оказалось, что свежепринятый закон, едва успев появиться, перестал соответствовать изменившимся условиям. А условия эти таковы, что «льготниками» стали не только малыши до 2 лет, но и дети с 2 до 18 лет. И их тоже надо как-то обеспечивать — в частности, перечислять им деньги на те же пластиковые карты, которые также надо как-то реализовывать. То есть условия конкурса по выбору организаций, реализующих детские товары, не успев быть толком обнародованы, уже успели устареть.
Тогда накануне 2005 года в закон СПб были вновь внесены поправки. Новый закон вступил в силу 22 января 2005 года. В нем слово «конкурс» было заменено на слово «квалификационный отбор», чтобы чисто юридически конкурс не предусматривал только одного победителя. Что это значит? Это значит, что условия были разбиты на лоты: для тех, кто будет обслуживать самых маленьких, для тех, кто детей постарше, и т. п. Однако очевидно, что самый выгодный заказ может быть только в первом, малышачьем, лоте — от рождения до двух лет. Именно там самые большие бюджетные деньги.
Формальности вроде бы соблюдены: все законы теперь соответствуют друг другу, конкуренция формально присутствует. Однако суть-то проблемы в том, что в условиях конкурса заложены требования, практически изначально не выполнимые никем, кроме (догадываетесь?), правильно — ЗАО «Спецобслуживание».
Вот, например, требование первое: «…претендент должен иметь специализированные магазины (обособленные торговые площади) в каждом из районов Санкт-Петербурга» (столько магазинов есть только у ЗАО «Спецобслуживание». — М. Б.). Далее: «…в ассортимент товаров для детей не входят игрушки, фармакологические препараты и канцелярские товары (такой ассортимент только у ЗАО «Спецобслуживание». Хотя лично мне непонятно, почему по карте нельзя приобрести, например, погремушку или какое-то детское лекарство. — М. Б.). Далее: «…общая площадь складских помещений претендента должна составлять не менее 1500 кв. м. (такими площадями располагает только ЗАО «Спецобслуживание» и еще, может, одна сеть в городе. — М. Б.). И т.д. и т.п. То есть получается, что изначально условия как конкурса, так и квалификационного отбора писались словно исключительно под одну-единственную сеть — ЗАО «Спецобслуживание». И совершенно очевидно, о каком потенциальном победителе здесь речь.
Топ-топ, топает «…малыш»
Вероятно, ЗАО «Спецобслуживание» просто хорошо работает, раз за несколько лет сумело так организовать свой бизнес, что у них практически не осталось конкурентов?..
Бизнес действительно организован хорошо. За какие-то 3—4 года несколько обычных детских молочных кухонь превратились в крупнейшую сеть из 60 с лишним магазинов. Как же это получилось у магазинов, торгующих с минимальной торговой наценкой и начинавших практически с нуля?
К 2001 году, то есть к моменту принятия вышеназванного закона «О компенсационных выплатах…», в Санкт-Петербурге существовало около 12 достаточно крупных торговых фирм, способных и желавших работать в новых условиях. Однако ни в Комитет по соцзащите, ни в Комитет по здравоохранению, ни на заседание межведомственной комиссии, определяющей порядок и состав участников так называемого конкурса и состоящей в основном из чиновников обоих комитетов, их представителей попросту не допускали. Ответ претенденты слышали только один: конкурса не будет. В 2003 году за предпринимателей вступилось Управление ФАС, но и его атаки были отбиты Комздравом и Комитетом по соцзащите. За это время, не выдержав конкуренции, несколько фирм канули в Лету: закрылась сеть детских магазинов «Даниил», «Каспер», «Крошка Ру».
Чиновники уверяют, что на тот период только «Здоровый малыш» отвечал всем требованиям: и ассортимент у них был, и торговая наценка не была выше оговоренных 11,8%, и нарушений отмечено всего 4 за 2 года — в пяти проверенных Госторгинспекцией магазинах…
О том, как обеспечить хороший ассортимент и преподнести проверяющим минимальную наценку, «ПЧП» знает не понаслышке. Можно, например, закупать товары изначально по более высокой цене, а потом действительно ставить минимальную наценку. Можно работать через посредников — за откат. Можно еще заключать эксклюзивные договоры с поставщиками — если какой-то определенный товар будет только у одной фирмы в городе, то и конкурентов автоматически не будет. Мы далеки от мысли говорить в этом контексте именно о «Здоровом малыше» — это так, информация для читателей о волчьих законах бизнеса.
За базар ответим
Точнее, за рынок. Именно внедрения нормальных рыночных условий хотят все (ну, почти все) заинтересованные лица. Законодатель Владимир Еременко считает, что сам принцип получения пособий через карты неправомерен, так как изначально подразумевает презумпцию виновности родителя и дает повод для коррупции. По мнению г-на Еременко, «детские» деньги должны выдаваться только наличкой, а родитель сам уж разберется, на что их тратить. Процент несознательных пап и мам, цинично пропивающих малышачьи деньги, ничтожно мал. К тому же единовременное пособие по рождению ребенка выдается именно наличными деньгами — и ничего, никаких страшных эксцессов в связи с этим не выявлено.
Обналичивания выплат или хотя бы справедливого конкурса добиваются и коммерсанты. По их мнению, сам рынок должен регулировать и цены, и ассортимент, и удобства для покупателя.
Вчера, 1 февраля, конкурс начался для банков. Пока, по нашей информации, есть четыре претендента, но даже чиновники полагают, что, скорее всего, победителем останется тот же банк «Санкт-Петербург». Условия квалификационного отбора для торгово-сервисных предприятий все еще находятся в стадии доработки. Хотя руководители Комитета по соцзащите и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли убеждают, что они будут равны для всех, верится в это пока с трудом.
Остается только догадываться, почему чиновники так не хотят открытого конкурса, монетизации детских денег и так симпатизируют именно «Здоровому малышу». Например, Владимир Дербин, бывший до недавнего времени вице-губернатором, отвечавшим за «социалку», открыто призывал всех прочих желающих участвовать в социальной программе «не мешать». «Уникальная программа, которой не существует ни в одном из других регионов России, — говорил он, — расширяется, и, с одной стороны, мы стараемся заботиться о том, чтобы у мам был широкий выбор, а с другой — обязаны не допускать в эту систему халтурщиков». Под «халтурщиками» априори подразумевались любые конкуренты «…малыша». Более того, для ускорения развития этой фирмы были разработаны дополнительные меры защиты: например, положение о дополнительном лицензировании фирм, которые хотели бы включиться в программу.
Начальник отдела по оказанию помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению (напомню, именно Комздрав контролирует ассортимент питания в детских магазинах) Анатолий Симаходский всячески подчеркивает тот неоценимый вклад, который внес «Здоровый малыш» в воспитание здорового поколения. Даже подготовленные им труды о новых организационных технологиях обеспечения детей здоровым питаниям носят совершенно однозначное название «От «Капли молока» к «Здоровому малышу». Впрочем, с чего бы «главному по детям» чиновнику как-то иначе отзываться о фирме, коммерческим директором которой является его сын.
Марина Бойцова