Юридические статьи

Инструмент торговой политики



СПб. Стремление России в ВТО обязывает устранять тарифные и нетарифные барьеры для международной торговли.

Законодатель, принимая данный закон , думаю, прекрасно понимает, что ЗоТТ , будучи на первый взгляд исключительно регулятором тарифного механизма, вместе с тем влияет на торговлю значительно шире.

С одной стороны, эффективность мер таможенно-тарифного регулирования для экономики страны определяется не только (и по существующей российской практике таможенного администрирования - не столько) уровнем непосредственно самих ставок пошлин и налогов, но и расчетной величиной налоговой базы. С другой стороны, установление тех или иных правил определения таможенной стоимости, использование определенных методик таможенной оценки перемещаемых товаров в международной практике рассматривается в качестве нетарифного барьера, поскольку оказывает влияние на торгово-политические отношения с другими государствами.

Не случайно, международный стандарт по вопросам определения таможенной стоимости - Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) , в соответствии с которым формально приводится ЗоТТ, разработан под эгидой Всемирной торговой организации.

Это лишний раз демонстрирует механизмы определения таможенной стоимости в качестве инструмента торговой политики.

Цена вопроса

Не секрет, что, оставляя неизменной ставку таможенной пошлины, только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости государство - импортер товаров может в значительной мере повышать уровень таможенно-тарифной защиты. Фактически в России так и происходит. Более того, существующая практика таможенной оценки позволяет в значительной степени пополнять доходную часть федерального бюджета.

Цена вопроса совершенствования правовой базы таможенного регулирования сегодня определяется тем, что почти половину прироста ВВП России дает внешняя торговля.

Таможенные платежи составляют почти 40% доходной части бюджета страны. Потому процесс реформирования сложившейся фискальной направленности практики администрирования вопросов таможенной оценки легким не будет.

И то, каким образом будет складываться правоприменительная практика, в большой степени будет зависеть от активной позиции именно участников внешнеэкономической деятельности, ориентированной на конвенциальные нормы и нацеленной на защиту своих прав и интересов.

Подготовила Вильгельмина Шавшина, руководитель таможенной практики DLA Piper Rudnick Gray Carry в Санкт-Петербурге




Вернутся в раздел Юридические статьи