Юридические статьи

Ни шагу назад Число небольших продуктовых магазинов по-прежнему сокращается



На недавней пресс-конференции заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Архипов посетовал на дефицит продуктовых магазинов "шаговой доступности" в центре города. Между тем известно, что документ, призванный наметить пути решения в том числе и этой проблемы, был одобрен питерским правительством еще в сентябре.

Зачистка

Концепцией развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 годы предусмотрено приближение к европейским стандартам в данной сфере предпринимательской деятельности.

Концепцию приняли, однако решить поставленные в ней задачи на практике гораздо сложней, чем их обозначить. Известно, например, что центр Петербурга абсолютно не соответствует "европейским стандартам территориальной и транспортной доступности" объектов торговли. Признают это и в Смольном. На прошлой неделе Николай Архипов заметил журналистам, что "все продуктовые магазины были вычищены из центра города".

Нельзя сказать, что г-н Архипов сгущает краски. Продуктовые магазины фактически исчезли не только с Невского проспекта, но и со всех центральных улиц Петербурга. Между тем, несмотря на заинтересованность инвесторов в коммерческом освоении этой части города (подробнее об этом - на стр. 8-9), разместить здесь торговый комплекс площадью несколько тысяч квадратных метров попросту не представляется возможным. Выход один - восстанавливать небольшие магазины, ориентированные на минимальный повседневный спрос.

Роковое постановление

Еще в начале этого года проблема нехватки магазинов "шаговой доступности" если и существовала, то, по крайней мере, не в столь острой форме. Их дефицит компенсировался установленными повсеместно торговыми павильонами. Однако в связи с постановлением городского правительства о ликвидации таких павильонов с остановок общественного транспорта , а также принятия весьма энергичных мер по его исполнению ситуация изменилась в худшую сторону.

В Комитете экономического развития признают: постановление правительства нанесло определенный ущерб потребительскому рынку, однако, несмотря на все издержки, считают, что "уходить от ларечного бизнеса в сторону более цивилизованных форм торговли необходимо".

- Далеко не каждый покупатель, - поддерживает постановление пресс-секретарь Комитета экономического развития Александр Сажин, - удовлетворен тем ассортиментом, который предлагается ему в торговом павильоне. Скажем, когда к вам приезжают гости, вы же не идете в ларек, чтобы купить необходимые продукты. Их там просто нет. В этом смысле появление стационарных магазинов с большей площадью и со значительно расширенным ассортиментом работает в первую очередь на потребителя.

Между тем представители Ассоциации малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, чьи интересы пострадали в результате принятого постановления, высказываются более осторожно.

- На мой взгляд, - говорит заместитель директора Ассоциации Сергей Веснов, - мини-маркеты и торговые павильоны могли бы дополнять друг друга. Нужно понимать, что у стационарных магазинов и "ларьков" различная, в общем-то, клиентура. В остановочном павильоне человек совершает в первую очередь "импульсную" покупку (сигареты, жевательная резинка, пиво. - Прим. авт.), в то время как в мини-маркет он идет более целенаправленно.

Мест - нет

Отметим, что в упомянутой уже Концепции развития потребительского рынка на 2005-2007 годы ее разработчиками предусмотрен ряд мер, которые должны будут стимулировать рост небольших продовольственных магазинов. В частности, документ предусматривает создание адресных программ, в которых за объектами нежилой недвижимости, принадлежащей городу, закрепят строго определенные функции. Сдавать такие объекты в аренду будут на срок до 10 лет, при этом обязательным условием для арендатора станет сохранение предыдущего профиля деятельности. Аналогичные программы также разрабатываются для продажи участков под новое строительство и зданий под реконструкцию.

- Подобная мера, - объясняет Александр Сажин, - связана с тем, что один вид бизнеса на потребительском рынке менее доходен, чем другой. Очевидно, что бутик гораздо выгоднее для предпринимателей, чем продовольственный магазин. В этом и состоит проблема.

Между тем специалисты по коммерческой недвижимости скептически относятся к попыткам Смольного преодолеть дефицит магазинов "шаговой доступности".

- Решить эту проблему, - говорит генеральный директор одной из профильных консалтинговых компаний Игорь Горский, - можно только с помощью директив. Если же оперировать рыночными категориями, то выходит, что и в центре, и на окраинах места таким торговым точкам нет. В районе Невского пр. их неизбежно вытеснят магазины с более доходным товаром, а на периферии сегодня развернуто строительство гипермаркетов.

По мнению г-на Горского, решением могло бы стать создание под патронатом Смольного некой эксклюзивной сети с особым рядом недорогих и качественных продуктов. Однако подобный вариант в Концепции развития потребительского рынка не предусмотрен.

Алексей Марачев




Вернутся в раздел Юридические статьи