Юридические статьи

Службы быта оказались биты?



Оказывается, в центре Петербурга очень непросто подбить подметки, постирать белье в прачечной и почистить пиджак. Все здесь рассчитано на граждан с очень длинным рублем.

Вот история из жизни. Мужчина пришел в химчистку почистить свой светлый пиджак. "С вас 600 рублей", - сверкая голливудской улыбкой, прощебетала девушка, забирая изделие с прилавка. "Сколько? - недоуменно переспросил гражданин, прикидывая в уме сумму, необходимую для нового пиджака. - Да я лучше на эти деньги в соседнем магазине куплю другой". "Покупайте", - невозмутимо ответила сотрудница химчистки (видимо, она привыкла к таким "практичным" клиентам). Мужчина забрал обратно свой "нечищеный" пиджак и ушел восвояси.

Действительно, нельзя не заметить, что цены на бытовые услуги в центре и спальных районах сильно разнятся. Возьмем химчистки - средняя цена за чистку пиджака составляет 200 рублей. Но в некоторых точках города за эту услугу могут содрать в 3-4 раза больше. Или, например, набойки. "Красная цена" металлической набойки - 150 рублей. Однако цены на набойку в обувных мастерских центра достигают порой и 500 рублей.

Итак, разберемся, отчего зависят цены на бытовые услуги и куда делись старые и родные сердцу дома быта? И вообще, насколько сегодня доступны для петербуржцев такие услуги, как стирка и глажка белья?

Какой "откат" за накат?

Как сказали корреспонденту "НВ" в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, цены на бытовые услуги будут расти, пока на этом рынке не будет жесткой конкуренции. Действительно, сегодня каждая мастерская устанавливает свой ценник на ремонт. Причина в том, что если раньше была централизованная поставка материалов для ремонта, то сегодня каждый закупает материалы (те же набойки, накаты и т. п.) сам, отсюда и разная себестоимость услуги.

Правда, кроме высоких цен поставщики бытовых услуг делают и сюрпризы клиентам. Так, например, одна обувная мастерская в Красногвардейском районе всем пенсионерам предоставляет 50-процентные скидки на ремонт обуви. Местные бабушки, пронюхав про такую "халяву", кроме своих бурок начали приносить обувь детей и внуков. Один раз мастер не выдержал и отказался предоставлять скидку, когда пенсионерка принесла в ремонт туфли на шпильке. Бабушка в свою очередь утверждала, что это ее обувь, и требовала отремонтировать ее за полцены. "Если это ваша обувь - оденьте ее", - не выдержал мастер. Тут пенсионерка смекнула, что из нее Золушки не получится, и ушла домой.

Наряду с официальными обувными мастерскими в Петербурге существуют так называемые будки сапожника. Здесь функции мастера и кассира выполняет один человек. Зачастую в такой точке нельзя встретить прейскурант и цены называются самим сапожником, как бог на душу положит. Пенсионерке он может поставить накат (профилактику) за 100 рублей, а даме посолидней - за 250.

Дома быта стали мини

Кроме того, администрация города утверждает, что дома быта сегодня изжили себя. Как сказали корреспонденту "НВ" в комитете, они не используются по своему функциональному назначению. Вместо химчисток, прачечных и ремонта обуви здесь торгуют разной продукцией.

Кстати, скоро не станет Дома быта на Лермонтовском проспекте - единственного в городе, где еще размещены объекты бытового обслуживания. На его месте разместится паркинг для второй сцены Мариинки. Словом, получится так, что этот микрорайон окажется с новой сценой и парковкой, но без бытовых услуг.

Между тем новым направлением среди предприятий бытовых услуг являются мини-дома быта. Другими словами, если мастерская по ремонту обуви делает частичный ремонт одежды, ремонт часов и так далее (более трех услуг), то она может носить громкое название мини-дома быта. Такие дома можно сегодня встретить на Петроградке: на Большом проспекте, Пушкарской улице, на Чкаловском. Таких домов сегодня насчитывается 20 штук.

Постирай себе сам?

Отсутствие места под стиральные машинки у жителей петербургских коммуналок привело к открытию прачечных самообслуживания. Здесь цены ниже, чем в обычных прачечных. Постирать 4 килограмма белья здесь стоит 100 рублей, а если ты принесешь свой порошок, то и того меньше - 90. В обычной прачечной эта услуга обойдется вам в 200-250 рублей. Особенно прачечные самообслуживания полюбили бабушки - в то время как стирается белье, они могут посудачить о чем-нибудь, обсудить последние новости. Второй контингент - студенты. Так, при студенческих городках открылось 15 прачечных самообслуживания.

Напоследок остается добавить, что по статистике прачечными пользуются порядка 300 тысяч жителей, которые живут в неблагоустроенных домах (без горячей воды и ванных комнат). Такие квартиры имеются в Петроградском, Центральном, Московском и Василеостровском районах. Однако из комментария представителя комитета видно, что основное число прачечных сосредоточено в отстраивающихся районах. Получается, что жильцы старого фонда отчасти лишены такой услуги.

По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, на 1 апреля 2005 года в Петербурге насчитывалось 4859 объектов бытовых услуг. Из них 466 мастерских по ремонту и пошиву обуви, 60 производств-химчисток и 70 производств-прачечных.

Количество объектов бытовых услуг по некоторым районам: Центральный - 740, Московский - 307, Петроградский - 244, Адмиралтейский - 259, Приморский - 499, Невский - 459. Количество приемных пунктов химчисток и прачечных - около 200 в каждом районе города.

В конце марта 2005 года городским правительством были приняты поправки к закону , предусматривающие снижение единого налога на вмененный доход для определенных видов предпринимательской деятельности, в частности: пошива и ремонта одежды, химчистки, прачечных, ремонта и обслуживания бытовой техники. Напомним, единый налог на вмененный доход относится к наиболее прогрессивным видам налогообложения . Его введение в 2004 году позволило "вывести из тени" более 8,5 тысячи субъектов малого предпринимательства. Все они стали надежными налогоплательщиками городского бюджета.

Объем бытовых услуг за 9 месяцев 2005 г. составил 5,5 млрд руб., что на 21,3 процента больше, чем за аналогичный период 2004 г. в фактических ценах и на 1,1 процента - в сопоставимых ценах. По состоянию на 1.10.2005 бытовые услуги на потребительском рынке оказывают более 4,7 тыс. предприятий и частных предпринимателей, а сеть бытового обслуживания населения увеличилась на 110 единиц. Более 28 процентов в ее структуре составляют предприятия, оказывающие парикмахерские услуги. В сфере бытового обслуживания занято более 31 тыс. чел., предоставляется более 600 различных видов бытовых услуг.

Наибольший рост объема бытовых услуг в январе - сентябре 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. обеспечен по ремонту и индпошиву одежды, индпошиву и вязке трикотажных изделий (на 7,6 процента), ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств (на 7,1 процента), услугам фотографий (на 6,5 процента), услугам химчистки и крашения - на 5,6 процента, парикмахерских - на 4,4 процента. Банные услуги оказывают 44 организации банного хозяйства, из них 29 - по фиксированным тарифам. За 9 месяцев 2005 года услугами бань воспользовались 2223,4 тыс. чел., из них 75 процентов - отделениями, работающими по фиксированным тарифам.

Сфера бытового обслуживания в основном (более 90 процентов) представлена предприятиями малого бизнеса, причем на долю физических лиц приходится 42,5 процента всего объема бытовых услуг.

Населению города предоставляются и такие виды современных бытовых услуг, как цифровая и оптическая лазерная и широкоформатная фотопечать, печать с цифровых носителей, сканирование пленки, ремонт дорогой элитной обуви и другие.

Комментарии

Софья Остапенко, начальник отдела бытовых услуг комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

- Наибольшее количество химчисток и прачечных можно встретить в районах массовой застройки. Кроме того, не стоит забывать, что спрос порождает предложение. Так, если жильцы данного микрорайона нуждаются в услугах прачечных, то они появляются, если нет - то они, наоборот, исчезают. Комитет, со своей стороны, разработал концепцию развития потребительского рынка на перспективу, куда входит мониторинг по обеспечению бытовыми услугами. Так, совместно с администрациями районов мы определим, где в городе не хватает каких услуг. Тогда арендованные помещения будут отданы под новые прачечные или химчистки. Кроме того, наблюдается увеличение мастерских по ремонту обуви. Если сегодня их 466 по городу, то в 1999 году их насчитывалось 345. Количество химчисток и прачечных резко сократилось в 2001 году, когда были отменены льготы по арендной плате. Затем в последующие годы их число восстановилось.

Любовь Чагина, президент Ассоциации предприятий химчисток и прачечных Петербурга:

- Открыть и организовать прачечную самообслуживания гораздо легче, чем мини-прачечную или цех. К ней предъявляются менее жесткие требования, и вместе с тем нужны небольшие вложения. Кроме этого у них разный срок возврата инвестиций.

Прачечные самообслуживания окупаются за 1-1,5 года, а мини-прачечные - 5-6 лет. Правда, и разница в прибыли достаточно существенная. Прачечная самообслуживания может быть хорошим семейным бизнесом, но не более того.

Марина Оверко, студентка:

- Я постоянно пользуюсь бытовыми услугами. Например, сдаю белье в прачечную. Это удобно, однако есть несколько претензий - из-за стирки в дешевом порошке белье быстро теряет цвет и рвется. Стирается оно с чужим бельем, поэтому приходится забыть о брезгливости.

Ольга Баранова, директор прачечной самообслуживания:

- Идея заняться прачечным делом возникла совершенно случайно. У моего знакомого освободилось помещение, и он предложил нам его занять. Мы старались найти такой бизнес, который не требовал бы специальных знаний, был бы прост и понятен, а предложенные услуги - востребованы. Мой сын, студент, взялся провести маркетинговое исследование среди живущих в округе людей. Он ходил по квартирам и интересовался у жильцов, что им хотелось бы иметь поблизости. 65 процентов из 100 опрошенных изъявили желание иметь около дома прачечную. Для жильцов коммунальных квартир представляется проблематичным выделить 1-2 квадратных метра под стиральную машину. Основные клиенты прачечной - пенсионеры и студенты. Корпоративные заказы обеспечивают расположенные поблизости кафе и рестораны. В прачечной работают два человека.

Софья Прокошева




Вернутся в раздел Юридические статьи