Юридические статьи

Законный синдром Участники алкогольной отрасли предсказывают "сумбур и передел рынка"



C начала 2006 года правила игры на российском алкогольном рынке кардинально меняются. В соответствии с федеральным законом №102 , внесшим изменения в действующий порядок государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, упраздняется система региональных акцизных складов. Оклейка алкогольной продукции акцизными и специальными федеральными марками переносится непосредственно на производство и на специализированные таможенные склады. По замыслу авторов закона, все данные о движении маркированных бутылок будут передаваться в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), что позволит уменьшить долю "теневого" алкоголя. Кроме того, производители, оптовики и розничные торговцы должны существенно увеличить свой уставный капитал, - эта мера также призвана "вымыть" с рынка случайных игроков.

"В целом закон нам нравится: он уменьшает зарегулированность отрасли, убирает региональные барьеры с рынка, создает предпосылки для сокращения нелегального оборота спиртного. Но из-за отсутствия правовых механизмов его реализации введение нового порядка государственного контроля с 1 января 2006 года нанесет отрасли только вред", - уверен президент Северо-Западного альянса участников алкогольного рынка "Алби" Игорь Попов.

Бизнес всегда готов

- Вы считаете, что производители и продавцы не готовы выполнять новые требования?

- Бизнес как раз готов: это живой организм, который приспосабливается, хуже или лучше, к любым правилам игры. Хорошо бы, чтобы правила сохранялись неизменными в течение продолжительного времени, но на алкогольном рынке радикальные перемены происходят каждые три-четыре года. Многие петербургские производители и крупные оптовые компании сделали все, что в их силах, - увеличили свой уставный капитал в соответствии с требованиями нового закона. Думаю, большинство розничных организаций, торгующих алкоголем, также сделают это без проблем. Но дальнейшее не от бизнеса зависит. До сих пор не приняты 15 постановлений правительства, которые должны определить механизм действия закона: вид марок нового образца, порядок их получения и маркировки алкогольной продукции и т.д.

- Допустим, что необходимые постановления будут приняты до конца текущего года. Допустим также, что государственные предприятия (Гознак будет печатать марки, "Атлас" - наносить на них кодированную информацию) ждут стартового сигнала. Что в таком случае помешает запустить предусмотренный законом механизм с начала года?

- Например, производители пока не могут закупать оборудование для оклейки бутылок марками, так как вид и размер марок еще не утверждены. Не готовы таможенные склады. Но для импортеров, скорее всего, прежний порядок будет сохранен до 1 апреля 2006 года: Государственная дума приняла в первом чтении соответствующие поправки. Не готовы государственные органы - они технически не оснащены для передачи информации в ЕГАИС. Не готовы власти регионов, на которые, в соответствии с новым законом, возложен контроль за розницей.

Розничных точек, торгующих алкоголем, в Петербурге примерно в сто раз больше, чем региональных акцизных складов, а штат специализированного отдела в правительстве города остался прежним... В общем, даже если необходимые правительственные постановления примут до конца декабря, в первые месяцы 2006 года на рынке будет царить полный сумбур.

Полки для "Немирофф"

- Как вы предлагаете исправить эту ситуацию?

- Отложить ввод нового порядка и сформировать согласительную комиссию при правительстве России для устранения противоречий и создания условий для реализации закона.

- К каким последствиям приведет люфт между сроками ввода новых правил для производителей алкогольной продукции и для ее импортеров?

- Российские производители алкоголя и так находились в худшем положении, чем их конкуренты из Украины, Азербайджана, Молдовы. Себестоимость произведенной в этих странах продукции в силу экономических причин (стоимость сырья, энергоносителей, рабочей силы) ниже российской. Кроме того, власти Украины установили несравненно более высокий барьер входа на рынок импортной алкогольной продукции, чем российское правительство. Чтобы продавать российский алкоголь на Украине, необходимо приобрести лицензию стоимостью 400 тыс. долларов. По экспертным оценкам, это удорожает литр водки на 5 долларов, а с такой ценой нет смысла выходить на чужой рынок.

Зато для украинских производителей водки лицензия на поставку продукции в Россию до сих пор стоила 50 тыс. долларов, а с 2006 года лицензирование импортеров отменено вовсе. Упрощение условий входа на рынок резко увеличит число импортеров. Временной люфт, подаренный Россией, даст иностранным производителям возможность укрепиться на российском рынке, и они этого ждут. Заметно, что украинские компании "Немирофф", "Союз-Виктан" в последние месяцы активизировали продвижение продукции в России, и в частности в Петербурге. Безусловно, для петербургских производителей такая ситуация крайне неблагоприятна. Потерять место на "полке" легко, а вот вернуть будет сложно.

Беседовала Елена Денисенко Санкт-Петербург




Вернутся в раздел Юридические статьи