Юридические статьи

"Им досталась воля"



Сегодня в Российском этнографическом музее (РЭМ) - официальное открытие выставки "Часовые Отечества". Более 1200 экспонатов из 25 музеев страны расскажут об истории российского казачества.

Столь масштабной экспозиции, посвященной казачеству, в Петербурге до сих пор не было. Уникальная выставка, которая готовилась при поддержке и личном участии полномочных представителей российского президента в Северо-Западном и Южном федеральных округах Ильи Клебанова и Дмитрия Козака, напомнит о лучших и драматичных страницах казачьей истории и ответит на вопрос - кто такие казаки?

По словам директора музея Владимира Грусмана, экспозиция не случайно названа "Часовые Отечества". Казаков всегда отличала верность долгу и любовь к родине, во все времена для них были важными патриотические ценности, а служение отечеству представляло формулу всей жизни. "Сейчас правительство страны делает очень многое, чтобы возродить казачество. А мы своей выставкой хотим возродить интерес к этой этнической группе. Готовим также крупную научную конференцию с участием представителей Роскультуры, ученых, политологов, представителей власти", - говорит Владимир Грусман.

Незадолго до открытия выставки принят Закон "О государственной службе казачества" . "Казаки до сих пор готовы служить отечеству, причем не за деньги. Они не просят министерских постов, они хотят охранять государственные границы, природу. И, наконец, государство выразило на это согласие в форме закона", - говорит депутат ЗакСа, атаман городского казачьего общества Аркадий Крамарев.

Самой трагичной вехой в истории казачества считается период после 1917 года. Казаки были объявлены оплотом царизма, гвардией самодержавия. Приговор для всех был одинаков - расстрел. Активная и осмысленная реанимация казачества в новейшей истории началась в начале 90-х годов, но казаки не смогли обрести былой политический вес и значимость.

- По большому счету, реабилитация казачества не состоялась. Ни новые ценности не были сформированы, ни старые приняты в полной мере. Когда начался "казачий бум", одни считали, что казачество - некая общественная сила сугубо буржуазной ориентации, другие - что оно должно отстаивать имперские, коммунистические идеи. Третьи настаивали на том, что ни в коем случае не надо ввязываться в политику. Одни делали ставку на православие, культуру, песни, семейные ценности, другие - на воинский дух. То есть очень много было вещей полярных, взаимоисключающих. Для многих было важно просто самореализоваться: дескать, дед был казаком и я тоже. Осмысленной реанимации казачества не произошло и потому, что представители элит - интеллектуальных, финансовых, военных, культурных, социальных - не увидели там для себя места, их оттолкнула карнавальность казачества: шашки, нагайки. Для многих казаки - не очень трезвые люди, которые на 9 Мая или на Пасху ходят по центральным улицам в фуражках советского фасонаи в лампасах. Представители элит - единственные, кто мог сформировать систему ценностей казачества, а следовательно - систему целей и путь к их достижению, - комментирует ситуацию гендиректор Петербургского государственного газетного комплекса Дмитрий Карпушин, который в 90-е годы был первым полномочным представителем Союза казачьих войск России на Северо-Западе и атаманом одной из казачьих общин Петербурга.

Генерал Крамарев говорит о возрождении казачества. Его главные факторы - традиции и казачий дух. Сегодня в Петербурге 3 тысячи так называемых реестровых казаков - тех, кто заявил о своей готовности нести государственную службу. Тех, кто причисляет себя к казакам, - больше в разы. В Петербурге всегда было сильное казачье ядро - среди возглавлявших "петербургскую станицу" был и военный министр царской России генерал Куропаткин.

Выставка в Этнографическом музее напомнит также о том, что из истории казачества можно смело брать в сегодняшний день. В том числе - национальную терпимость, умение избегать межнациональных конфликтов.

- По выражению Льва Толстого, "Россию создали казаки". Принято считать, что - исключительно огнем и мечом. Но от Дона до Амура казаки жили рядом с разными народами и умели с ними ладить, - напоминает Дмитрий Карпушин.

- Именно терпимость к непривычному и была цементом, скреплявшим империю, а виртуозное воинское искусство - всего лишь одна из граней казачьего мира. Этот яркий и многообразный мир, подаривший нам уникальное песенное наследие, состоял не только из войны. Терпимость - свойство сильных. Когда казаки снова станут не только часовыми России, не только ее певцами, но и ее миротворцами - вот тогда можно с полным правом повторить вслед за пращурами, что "казачьему роду нет переводу".

Ирина Радова




Вернутся в раздел Юридические статьи