Юридические статьи

Бег на месте Так можно охарактеризовать борьбу с автомобильными пробками в центре города



В Петербурге, где каждый день регистрируется порядка ста новых автомобилей, а новых мест для парковок фактически нет, разговоры об автомобильных пробках уже оскомину набили.

Но воз, как говорится, и ныне там. Очередной «круглый стол» на эту тему прошел с формулировкой «Оптимизация дорожного движения в 2006 году».

Директор ГУ «Дирекция по организации дорожного движения в Санкт-Петербурге» Андрей Погребняк напомнил, что в текущем году впервые были выделены средства на реализацию комплексной схемы организации дорожного движения, прежде всего для центральной части города.

— Мы реализовали пилотный проект приоритетного пропуска общественного транспорта. Причем на совершенно новых технологиях, которые доступны даже не во всех развитых странах.

Имеется в виду система управления общественным транспортом, которая в течение нескольких месяцев испытывалась на участке Суворовского проспекта. В эксперимент попали несколько автобусов 46-го маршрута и троллейбусов 5-го маршрута, оборудованные бортовыми компьютерами. В системе есть единый центр управления, который анализирует обстановку по следованию маршрута и обеспечивает общественному транспорту «зеленый свет» на перекрестках, в то время как остальные участники движения могут и постоять. Таким образом, демонстрируется преимущество общественного транспорта в плотном движении, которому горожанин и должен в будущем отдавать предпочтение. Успешный эксперимент на отдельно взятом участке хотя и впечатляет, но погоды по городу, согласитесь, не делает.

В планах оптимизации на следующий год предусмотрено проведение многих мероприятий. В их числе реализация аналогичного пилотного проекта на проспекте Славы; качественное улучшение дорожной разметки с применением новых технологий; введение на нескольких улицах (в их числе Гороховая, Марата, Маяковского) одностороннего движения; разработка адресной программы перехватывающих парковок, переориентация грузовых потоков на развязки и КАД.

После обнародования планов оптимизации депутат ЗакСа Андрей Ловягин охарактеризовал дорожную обстановку в центре как «очень большую язву на теле города, которая может привести к транспортному параличу».

— Есть набор мероприятий, — сказал депутат, — внедряются новые технологии. А люди между тем каждый день часами стоят в пробках.

В бюджете 2005 года на решение организационно-технических проблем было выделено 90 млн рублей, в следующем — еще меньше. Насколько это небольшие суммы, можно понять из следующих сопоставлений. В 2006 году запланировано проектирование 70 светофорных постов и строительство 50. Установка одного светофорного поста на перекрестке с пробивкой асфальта обходится... в 800 тысяч рублей. По словам Ловягина, правительство объясняет столь скромные вложения в эту сферу тем, что пока не видит эффективности использования денег. Нет четких экономических расчетов отпускаемых бюджетных средств с прогнозируемым результатом.

Исполнительный директор ассоциации «Безопасный город» Валерий Гинзбург за рулем четверть века.

— С каждым годом, — констатирует он, — обстановка на дорогах становится все хуже и хуже. Причем принципиально хуже. Там, где образуются пробки, никогда нет инспектора ГИБДД. Но как только в город приезжают гости — инспектора появляются на каждом шагу. Лет двадцать назад на Каменноостровском проспекте, бывшем Кировском, инспектора стояли на каждом перекрестке. Допустив какое-то нарушение, невозможно было проехать по всему проспекту — обязательно остановят.

Без дорогостоящих технических новаций в управлении дорожным движением, конечно, не обойтись. Но и умелый регулировщик на сложном перекрестке — большая подмога. Однако инспектора такую тяжелую работу не любят. Легче и выгодней тормозить нарушителей да штрафы собирать.

...Участники дискуссии сошлись на том, что от намеченной на будущий год оптимизации не стоит ожидать ощутимого результата. Предпринимаемые властями в этом направлении усилия совершенно недостаточны. Положительный перелом может наступить, если названная проблема войдет в число приоритетных задач для городского правительства. Пока же в Петербурге нет комплексной целевой программы развития дорожного движения для центральной части города, которая бы давала, с разбивкой по годам, представление, как поставленные задачи поэтапно будут решаться и финансироваться.

Андрей Погребняк согласился, что на сегодняшний день есть только отдельные концепции развития дорожно-уличной сети, развития трамвайного движения , разработки по другим направлениям. По каждому из документов принято постановление правительства, назначены ответственные за исполнение комитеты городской администрации. В то же время связующей целевой городской программы, оформленной городским законом, действительно нет.

Более того, такая программа пока даже не разрабатывается. Может, не в последнюю очередь по причине того, что чиновников ранга выше среднего, от которых зависит принятие ответственных решений, пробки мало беспокоят. Им «зеленая волна» на дорогах всегда обеспечена.

Эмма Беленкова




Вернутся в раздел Юридические статьи