Юридические статьи

Земля : Парадокс процесса упрощения



Для землепользователей важнейшим политическим событием 2005 года стало послание президента России В. В. Путина Федеральному собранию .

Слова, которые он сказал 25 апреля, услышали не только находящиеся тогда в Московском Кремле депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, их смысл уловили десятки миллионов российских семей. Впервые глава нашего государства затронул наиактуальнейшую для россиян проблему — упрощение процесса приватизации земельных участков.

В частности, В. В. Путин заявил: «Надо помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты недвижимости, а именно: гаражи, жилье, садовые дома в кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан, а само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем…».

Естественно, эти слова не могли остаться незамеченными ни землепользователями, ни чиновниками всех уровней. Какие же меры приняты для реализации слов президента за неполный год? Произошло слияние земельного комитета и кадастровой палаты в единый аппарат «Росземкадастр», прием документов стал производиться по принципу «единого окна», изменились расценки и сроки подготовки документов, оформляемых в данной организации.

К чему привели эти изменения, хорошо видно на примере некоторых районов Ленинградской области. Так, во Всеволожском районе бывший председатель земельного комитета (ныне — начальник территориального межрайонного отдела Управления «Росземкадастра» по Всеволожскому району Ленинградской области) вынужден подписывать не только межевые дела перед их дальнейшим продвижением (на постановление в администрацию района или в кадастровую палату), но и кадастровые формы В1—В6 (в четырех экземплярах) уже после их поступления из кадастровой палаты, что значительно увеличивает срок прохождения дела по инстанциям. При этом требования к оформлению кадастровых документов меняются практически ежемесячно, бывает еще и не по одному разу, что при весьма ограниченном объеме принимаемых дел увеличивает срок их прохождения в 1,5—2 раза.

Стоимость вынесения постановления на индивидуальный участок увеличилась с 500 до 800 рублей, еще столько же стоит сдать дело на кадастровый учет. Если оформление кадастрового дела не соответствует требованиям кадастровой палаты на текущий день, за переделку с вас возьмут еще 800 рублей.

В Выборгском районе Ленинградской области сложилась вопиющая ситуация с предоставлением сведений Государственного земельного комитета. Несмотря на выдвигаемые при оформлении земельных участков в садоводческом товариществе требования о получении сведений на ВСЕ участки, за один раз не принимаются заявки более чем на 10 участков. Легко определить, сколько времени займет получение всех сведений, например, на садоводство, в котором 400 или 500 участков. Для решения этой простой арифметической задачи надо обязательно учесть и такое ее условие: прием требований на получение сведений осуществляется один раз в неделю.

В среднем по Ленинградской области сроки получения кадастрового номера возросли на 2—3 месяца, а стоимость оплаты повсеместно изрядно подскочила от 600 до 1600 рублей (в зависимости от обстоятельств и района).

Возмущению землепользователей нет предела, многие из них после выступления президента осознанно отложили приватизацию своих участков на осень, рассчитывая сэкономить время и деньги, а все вышло с точностью до наоборот. В адрес чиновников со стороны граждан раздаются достаточно нелицеприятные высказывания, самым мягким из которых, пожалуй, будет «саботаж указания президента».

Здесь я позволю себе не согласиться с мнением обывателей, так как по долгу службы часто общаюсь с сотрудниками разных территориальных отделов «Росземкадастра». Это честные и скромные люди, искренне старающиеся помочь всем посетителям. Но они делают только то, что могут. Произошедшие изменения только увеличили объем их работы, создали дополнительные трудности и неразбериху.

Таким образом, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию — за упрощение регистрации права собственности высказались все — президент, чиновники, юристы, и, конечно, землепользователи. Голосов «против» не слышно, потому что их просто нет. А в жизни в результате «объективного процесса упрощения» регистрация усложняется, удлиняется по времени и дорожает.

Что же делать? Тем более что существуют и другие актуальные для землепользователей вопросы, касающиеся реализации и защиты их законных прав и интересов. Почти все они решаемы, но выход найти можно только на межведомственном уровне и обязательно с привлечением самых широких слоев общественности.

Наверное, назрело создание специальной межведомственной комиссии, в которую входили бы представители законодательной и исполнительной властей области и города, «Росземкадастра», правоохранительных и надзирающих органов, юристы. В задачу этого органа должна войти разработка единого для города и области порядка прохождения документов присвоения кадастровых номеров, который, еще раз напомню послание президента, «должен быть максимально прост для граждан, а само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем».

Но одних усилий чиновников будет явно недостаточно. Необходимо, чтобы им помогали структуры гражданского общества, организации, объединяющие землевладельцев и землепользователей. Только тогда слова президента воплотятся в конкретные дела, и это в наших общих интересах.

Виктор Щелоков, председатель совета директоров Центра юридической поддержки землепользователей




Вернутся в раздел Юридические статьи