Случай с обрушением крыши бассейна "Дельфин" в городе Чусовом далеко не единственный в этом году. Трагедии "Дельфина", в результате которой погибли 14 человек, предшествовало падение еще двух крыш - в апреле бассейн "Заря" в Бийске лишился кровли, а через месяц, не выдержав толстого слоя снега, упала крыша бассейна "Полет" в Челябинске. И в том и в другом случае никто не пострадал. Но гарантии, что у какого-нибудь бассейна в прямом смысле не поедет крыша и это не обернется очередной трагедией, никакой. О том, как проводится экспертиза проекта и что могло привести к трагедии в Чусовом, наш корреспондент Людмила Клушина беседует с заместителем начальника Управления вневедомственной экспертизы Виталием Реутом.
- На мой взгляд, причин трагедии в Пермском крае может быть несколько. Первая. Если ферма бассейна была изготовлена на заводе, то кто гарантирует, что там не выполнялись сварные швы с каким-либо браком? Вторая. Если же ферма сама по себе была качественной, то ее могли поставить на несущую стену из кирпича низкого качества, а потом кирпичная стенка смялась, и ферма повалилась. Но тут нужно разбираться на месте и смотреть на металл. Еще одна причина: коррозия металла могла возникнуть и в процессе эксплуатации бассейна, особенно если система вентиляции была спроектирована и выполнена с грубыми нарушениями.
Когда случилась подобная трагедия в Москве, мы делали у нас экспертизу аквапарка, который строится за гостиницей "Прибалтийская". К нам примчались журналисты с кинокамерами, и я показывал им чертежи, которые у меня были под рукой, и рассказывал, что у нас в отличие от Москвы применяются типовые конструкции из ферм и колонн. И если в "Трансваале" оболочка - сложное сооружение, то у нас стоично-балочная система: ферма - две стойки, а между ними перекрытие. Это более простой и надежный вид конструкции. Кстати, в нашей повседневной экспертной практике мы как раз сталкиваемся с тем, что в конструкциях при проектировании делаются ошибки, которые, мягко говоря, тоже могут привести к аварии.
- Но кто-то же должен контролировать этот процесс?
- Контролировать должна проектная организация - главный инженер проекта (ГИП) или главный архитектор проекта, которые по закону несут ответственность.
Вы знаете, в чем обычно бывает не прав заказчик? В том, что он выбирает проектную организацию подешевле. Вот раньше были крупные проектные институты, там были специалисты всех направлений, и проект выходил всеобъемлющий. Что сейчас? Архитектор - студия такая-то. Конструктор - студия такая-то. А инженерное обеспечение кто делает? А вот там есть кто-то... И получается, что контроль ГИПа значительно усложнен.
- А с принятием нового Градостроительного кодекса ситуация улучшится?
- У нас Градостроительный кодекс вызывает больше вопросов, чем ответов. От разработчиков кодекса я слышал такое мнение, что госэкспертизу проектов хотели вывести из функций государственного регулирования, чтобы было, как в Америке, где страховая компания при любом строительстве определяет риски: приглашает специалистов и проводит экспертизу, выясняя, насколько этот проект опасен. Но этот механизм нам незнаком, и для начала надо, чтобы наши страховые компании двести лет проработали в условиях капитализма.
- А как обстоит дело у европейцев?
- Мы лучше всего знаем немецкий опыт. В Германии другая система - индивидуальных (федеральных) экспертов. Для того чтобы стать экспертом, нужно проработать начальником стройки не менее двух лет, какой-то срок руководить проектной организацией, то есть быть разносторонним специалистом в области строительства. И тогда он ставит индивидуальные печати и штампы при согласовании проекта. Таких экспертов только в Берлине - 50 человек.
- Вернемся к "Дельфину". Говорят, ферма в "Дельфине" была из некачественного материала? А существует ли контроль материалов?
- Я предполагаю, что проконтролировать качество металла, из которого сделана ферма, может только завод-изготовитель. Когда вы привозите готовое изделие, ведь оно имеет сертификат качества. А если оно сделано из стали не той марки, то кто же это может определить на строительной площадке?
А главная задача экспертизы в том и состоит, чтобы еще на первоначальной стадии проекта уловить возможные ошибки и предупредить развитие аварийных ситуаций.
Беседовала Людмила Клушина