Юридические статьи

Законодатели правят ОСАГО



В декабре 2005 года, после двух лет действия Закона об ОСАГО в России, и чиновники Минфина, и члены РСА, и депутаты Госдумы дозрели до того, чтобы внести изменения в `автогражданку` . И все же после внесения поправок Закон об ОСАГО еще не может считаться безупречным

Что уже принято

Больше всего недовольства в России вызывает относительная дороговизна полиса ОСАГО. Так, по данным ВЦИОМ, 38% российских автовладельцев не покупали в 2005 году полиса ОСАГО и не планировали делать этого до весны 2006 года.

Большинство из упомянутых 38% граждан - люди, проживающие в сельской местности. Уровень их доходов составляет в среднем 8900 руб. на семью. Кроме того, покупку полиса делает бессмысленной возможность дать взятку инспектору или приобрести поддельный полис.

Видимо, с учетом этих и подобных данных Минфин и внес в правительство законопроект по изменению тарифов ОСАГО, а то охотно пошло навстречу финансистам и утвердило новую сетку тарифов по ОСАГО. Она начнет действовать с 1 января 2006 года.

В соответствии с документом базовые ставки тарифов остались прежними для всех категорий транспортных средств. При этом для автобусов, используемых в качестве такси, установлен базовый коэффициент, равный коэффициенту для такси, а именно - 2965 руб.

Правительство уточнило территориальные коэффициенты для ряда городов и областей. Для городов и населенных пунктов, для которых нет конкретных коэффициентов, установлен коэффициент 0,5. Ранее существовало 2 категории: для городов и населенных пунктов с численностью населения от 10 тысяч до 50 тысяч действовал коэффициент 0,6, для прочих городов - 0,4.

Коэффициенты бонус-малус (скидки-надбавки) остались прежними, однако правительство более широко прописало процедуру применения этих коэффициентов. Коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителей остались прежними. Также правительство скорректировало коэффициент в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, в том числе такси. Не изменились коэффициенты для автомобилей до 50 л. с. включительно (0,5) и от 50 л. с. до 70 л. с. включительно (0,7).

Граница применения коэффициента 1,0 расширилась с 70 л. с. до 100 л. с. (ранее - до 95 л. с.). От 100 л. с. до 120 л. с. будет применяться коэффициент 1,3; от 120 л. с. до 150 л. с. - коэффициент 1,5; свыше 150 л. с. - 1,7.

Сдвижка коэффициента 1,0 с диапазона 70-95 л. с. до 70-100 л. с. позволит ослабить страховое бремя для владельцев массовых машин вроде Mitsubishi Lancer 1.6 или Ford Focus 1.6.

К сожалению небогатых провинциалов, им легче не стало. После изменения территориальных коэффициентов владельцы машин, проживающие в малонаселенных пунктах, станут платить больше, а собственники машин из крупных городов - меньше. Это уже позволило представителям обществ защиты прав потребителей назвать изменения в законе `половинчатым косметическим ремонтом`.

Что может быть изменено

Второй важный вопрос ОСАГО - сроки выплат. По действующему закону страховая компания обидчика обязана выплатить компенсацию потерпевшему (или отказать в выплате) в течение 15 дней. Если страховщик затягивает с решением, его можно наказать только через Федеральную службу страхового надзора (ФССН), написав туда жалобу. Это может принести лишь моральное удовлетворение, а за финансовой компенсацией придется обращаться в суд.

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил проект поправок в Закон об ОСАГО, обязывающий страховщиков выплачивать автомобилистам пени за каждый день просрочки. При максимальной сумме страхового возмещения по ОСАГО в 400 тыс. руб. ежедневная неустойка может составить около 350 руб.

Если принять за среднестатистическую сумму выплат 22,6 тыс. руб. (по данным РСА, такова была ее величина в первом полугодии 2005-го), размер пени составит примерно 20 руб. в день.

Нужно заметить, что глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев поддержал введение штрафов для страховщиков по ОСАГО за просрочку выплат при условии увеличения срока выплаты до 30 дней, а санкций за просрочку платежа - до 500-1500 руб. в день.

Страховщики сговариваются группами

Одной из важнейших новостей декабря на рынке ОСАГО стало то, что семь крупнейших российских страховых компаний выразили готовность заключить соглашение о взаимном урегулировании убытков по `автогражданке`. Проект уже одобрен Российским союзом автостраховщиков. На данный момент в проекте согласились принять участие РОСНО, `РЕСО-Гарантия`, `Ингосстрах`, `Альфа-Страхование`, `Согласие`, `Росгосстрах` и `Русский мир`.

Соглашение позволит владельцу полиса ОСАГО получать возмещение у своего страховщика, если виновник был застрахован в одной из семи компаний. Это попытка ввести систему `европейского протокола` в ограниченном круге компаний.

`Участие в данной программе позволит нам выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, поскольку большинство автовладельцев считают, что им было бы удобнее обращаться за выплатой в свою страховую компанию, которую они выбрали при покупке полиса ОСАГО`, - сказал Павел Зубрилин, генеральный директор ОАО `Страховая компания `Русский мир`.

На первом этапе участники соглашения намерены определить порядок взаимодействия между компаниями, а также выбрать регионы, где будут проводить эксперимент.

Алексей Крылов




Вернутся в раздел Юридические статьи