Юридические статьи

Вода тревоги нашей: Кто хозяин Невской губы? В Государственной думе рассматриваются поправки к Водному кодексу России .



Согласно действующей с января 2005 года редакции кодекса , управление всеми водными ресурсами страны — прерогатива федеральной власти и ее уполномоченных на местах. Это положение вызывает большие сложности в охране рек, озер и морей. «До января 2005 года мы имели возможность заключать договоры с водопользователями, могли контролировать, как арендатор исполняет их условия, — говорит начальник отдела комплексного использования водных ресурсов Комитета природных ресурсов и охране окружающей среды правительства Ленинградской области Владимир Попов. — Принятый в первом чтении проект Водного кодекса сохраняет монополизацию власти федеральным центром. Мы хотели бы исправить ситуацию».

Фактически в деле управления водными ресурсами сложилась ситуация, при которой ответственность за то, что делается в регионах, с их руководителей снята. Но и федеральные органы не отвечают за рациональное, хозяйское использование водных ресурсов, ибо их первейшая задача — следить за соблюдением законности того или иного направления деятельности. Это подтверждают и руководители регионов, в частности губернатор Ленобласти Валерий Сердюков: «Надо отдать часть полномочий с федерального уровня на уровень субъекта федерации. Ну зачем федеральному правительству устанавливать квоты на отлов рыбы в водоемах нашей области? Разве из Москвы видно, сколько можно выловить рыбы так, чтобы не навредить природе?»

Даже строительство пассажирского терминала на Васильевском острове на намывных территориях становится по новому Водному кодексу юридически противоречивым делом. «Правовой статус намывных и насыпных территорий является спорным вопросом, — полагает Екатерина Диже, юрист фирмы «Хедман Осборн Кларк». — Ранее намывные территории считались гидротехническими сооружениями. Соответственно, они не включались в земельный кадастр. В соответствии с Водным кодексом РФ, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водных объектов), рассматриваются как единый водный объект. В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Таким образом, право собственности на намывные территории может быть оспорено».

«Основное последствие принятия Водного кодекса — дальнейшее отчуждение людей от той территории с прилегающей акваторией, на которой они живут, — говорит председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук. — Теперь можно сколько угодно загрязнять воду, если рядом нет федерального инспектора. А чего стесняться? Это озеро, эта река — уже не местные, а федеральные, «московские». Вот пусть там, наверху, и думают, как их защитить. Еще года два действия этого кодекса — и по стране развернется соревнование за право называться зоной экологического бедствия, чтобы под это дело выудить деньги из федерального бюджета».

Между тем в Петербурге, городе, неразрывно связанном с морем, есть все необходимое, чтобы обеспечить управление водными ресурсами на региональном уровне. В прошлом году было даже принято специальное постановление городского правительства № 804, которое так и называется — «Об утверждении программы мероприятий по созданию системы интегрированного управления водными ресурсами Санкт-Петербурга» . Специальное управление «Морзащита» давно, активно и успешно занимается развитием программы управления водными ресурсами Невской губы, в том числе изучением ее экологического состояния, предупреждением чрезвычайных ситуаций, укреплением берегов и пр. Но исполнение этого постановления по основным пунктам приостановлено — ведь теперь забота о Невской губе стала делом федеральным…

Конечно, в ряде статей даже действующей редакции Водного кодекса предусмотрен порядок делегирования части полномочий по управлению водными ресурсами на региональный уровень. Но для этого городскому правительству надо заключить договоры с органами государственной исполнительной власти страны. Но пока такие договоры не только не за-ключены, но даже и не подготовлены их проекты...

Сейчас в Москве решается вопрос — смогут ли жители побережий рек, озер и морей сами распоряжаться своими водными ресурсами, или каждый свой шаг им и впредь придется согласовывать с федеральным центром. От решения этого вопроса зависит судьба всех водных объектов России.

Наталия Матвеева, Зеленый Крест




Вернутся в раздел Юридические статьи