С начала следующего года значительно расширяются полномочия субъектов РФ в сфере государственного контроля за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Это должно привести к улучшению экологической обстановки, особенно в таких промышленных мегаполисах как Петербург.
Проблема заключалась в том, что выстроенная система этого контроля была слишком громоздкой, а разделение полномочий между различными государственными учреждениями было нечетким (порой даже нелогичным). Вопросы контроля регламентировались добрым десятком федеральных законов, например, лесной мониторинг осуществлялся согласно статье 69 Лесного кодекса , а состояние почвы отслеживали, руководствуясь статьей 36-1ФЗ "О недрах" . Но основным препятствием в налаживании надежной системы контроля была многочисленность федеральных проверяющих органов. Так, в Северной столице действовало 4 учреждения: управление технического и экологического надзора (Ростехнадзор), главное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СЗФО, а также управление этой службы по Петербургу и Балтийская специализированная морская инспекция. При этом промышленные предприятия нередко сбрасывали вредные вещества именно в воду, но контроль за этим осуществлял согласно закону почему-то не Ростехнадзор, а Росприроднадзор. Получалась классическая ситуация по поговорке про семь нянек.
Сейчас, после принятых Госдумой поправок, подавляющая часть функций по различным видам экологического контроля (а их тоже наберется с десяток) переходит к государственным органам субъектов Федерации. До этого они были лишены возможности оценивать на своей территории, например, состояние воды в пруду или регулировать выбросы общественного транспорта. Это было бы не страшно, если бы у федеральных органов имелись достаточные "силы и средства". Но в городе на Неве этого не наблюдалось. Общее количество федеральных инспекторов было значительно меньше, чем инспекторов петербургских, кроме того, у них даже отсутствовало оборудование для химического контроля! Фактически федералы имели обязанности и полномочия, но практически не могли выполнять свою работу на необходимом уровне. Конечно, когда возникала потребность проверить "химию", они обращались за помощью к инспекторам комитета по природопользованию администрации Петербурга, где им, естественно, не отказывали. Но это, в общем-то, не спасало в ситуации, когда из-за недостаточной численности федеральных инспекторов один контролировал воздух, другой - воду, третий -недра. В условиях мегаполиса это даже не "Фигаро тут, Фигаро там", это, скорее, Фигаро нигде.
Изменения в законодательстве ставят вопрос ребром о готовности Петербурга к расширенным обязанностям в сфере контроля. Надо признать, что специалисты многое сделали в этом направлении. Только в этом году было принято 5 законодательных актов, регламентирующих эту сферу на местном уровне. Причем был учтен негативный опыт в работе экологических инспекторов. Например, нередко их просто не пускали на территорию предприятия, подлежащего проверке.
- На прошлой неделе в ЗАКСе был принят закон "О городском экологическом контроле в Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды" , - рассказал заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Николай Сорокин. - Этот документ, в частности, предусматривает наказание должностного лица (и возглавляемого им предприятия) за воспрепятствование осуществлению служебных обязанностей проверяющего, а также за невыполнение в установленный срок соответствующих предписаний.
Впрочем, в Петербурге предусмотрено и поощрение "экологически продвинутых" предприятий. Например, организации, внедрившие систему экологического менеджмента, освобождаются от плановых проверок.
Недавно в Петербурге состоялась международная конференция "Экологический контроль: грани сотрудничества". Особое внимание на ней было уделено вопросам оперативного реагирования на жалобы населения. О своем опыте в этом рассказали экологические чиновники из Финляндии и Нидерландов, а также их российские коллеги из Петербурга, Москвы, Новгорода и Ленинградской области.
Гордостью специалистов Северной столицы является информационно-аналитический программный комплекс, получивший название "Экологический паспорт Петербурга". Он включает в себя 280 баз данных и связанных с ними карт, и обеспечивает их обработку.
- Важнейшая часть "паспорта" - автоматизированная система государственного экологического контроля, - подчеркнул Николай Сорокин. - Причем сотрудники нашего оперативного отдела имеют ноутбуки, подключенные к этой сети. Это позволяет даже на выезде получить всю необходимую информацию. Система оказывается очень полезной для принятия оперативных решений при обращениях граждан, в частности по линии "Зеленого телефона". Например, когда дежурному сообщают, что что-то горит. Люди же часто не знают, чем занимается предприятие, расположенное у них под окнами. А АСГЭК позволяет сразу установить, а значит, правильно принять экстренные меры по ликвидации аварии. И это лишь одно из многочисленных применений этой системы.
Сейчас комплекс проходит последний этап проверок и скоро начнет действовать на полную мощность. Кстати, Петербург является одним из мировых лидеров в этом вопросе.
Вообще все последние годы наращивалась техническая оснащенность службы. Достаточно упомянуть созданную развитую сеть автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха, или заработавшую в этом году систему раннего обнаружения нефтеразливов. Ее лазерные датчики, расположенные на главных мостах города, выявляя пятно, автоматически поднимают тревогу. Кстати, такая система пока единственная в России. Так что весь наработанный петербургскими специалистами опыт уж точно будет полезен для всех субъектов СЗФО.
В общем, есть обоснованная надежда, что относительно скоро экологическая обстановка в Северной столице значительно улучшится. Ведь у специалистов города теперь есть необходимые права и технические средства, а желание жить "в чистом мире" у них было всегда.
Дмитрий Шандлоренко