Юридические статьи

Запланированная перспектива Определены этапы развития Северной столицы



Юбилейный, двадцатый, если считать с петровских времен, генеральный план развития Петербурга был принят в третьем чтении Законодательным собранием северной столицы.

И впервые он принят как закон. Парламентарии считают, что они все предусмотрели. Однако есть мнение, что депутаты поторопились с выводами - генплан еще "сырой". Окончательное решение примет губернатор города, к которому законопроект отправлен на подпись.

Основная идея генплана -превратить Петербург в настоящий мегаполис. Пока же его структура не отвечает требованиям современной столицы, а соответствуют скорее средневековому феодальному городу. Такому, где все дороги ведут в центр.

Петербург более чем на 300 квадратных километров больше Москвы, а жителей в нем в два раза меньше. Но ощущение густонаселенности не покидает ни горожан, ни приезжих. Происходит это потому, что .жизнь среднестатистического петербуржца проходит в центре города. В спальных районах и в пригородах практически нет офисов крупных фирм, деловых и развлекательных центров. Нынешний генплан как раз готовит почву для того, чтобы, например, житель Купчино работал, отдыхал, развлекался недалеко от дома, а в случае надобности мог быстро добраться до центра.

Но мы пока еще психологически не готовы к такой схеме, поэтому в генплане предусматривается создание нескольких удаленных от исторического центра городских общественно-деловых зон. А за счет изменения транспортных потоков и за счет строительства новых станций метро они станут легкодоступными.

Так называемый "активный" центр Северной столицы планируется расширить вдоль берегов Невы, вдоль проспектов Стачек, Литовского, Московского, Энгельса, Выборгского шоссе, вдоль будущей пробивки Измайловского проспекта. Отдельные общественно-деловые зоны будут организованы в устье реки Смоленки и в районе Шкиперского протока. Районы Петродворца (этот город уже признан наукоградом), Стрельны, Царского Села планируется развивать как территории международного и федерального значения. Новый деловой центр будет создан в Пулково.

Кроме этого появятся своеобразные районные под-центры. Одна их часть будет организовываться на территориях между станциями метро "Старая деревня" - "Комендантский проспект", "Кировский завод" - "Звездная", "Ленинский проспект" - "Купчино". Другая часть спроектирована на подъездах к городу и в пригородных дачных поселках.

При этом объединенная охранная зона исторического центра, внесенная в списки ЮНЕСКО как "уникальный пример в истории урбанизма, когда изначальный проект сохранил всю свою логику", будет сохранена. Вводится ограничение высоты зданий на реконструируемых территориях. Чиновники собираются контролировать малейшие изменения в исторических архитектурных перспективах и силуэтах набережных. Также наложено табу на изменение масштаба Невы - запрещено наращивать берега в местах новой застройки, за исключением тех, которые уже запланированы городом, например, вдоль участка Приморского проспекта. При выборе же функциональности зданий на территориях исторического центра приоритет останется за учреждениями культуры и искусства. Предполагается строительство многофункциональных культурных комплексов и за пределами центра, что должно поддерживать образ Петербурга, как культурной столицы, И этот образ почти на две трети повлиял на концепцию генерального плана.

Как мы уже говорили, в генплане предусмотрено развитие транспортной системы мегаполиса. Так, линии метрополитена по проектам должны быть продлены на сорок с лишним километров. Основные новые направления: "Сенная площадь" - проспект Славы, "Московские ворота" -улица Маршала Казакова, "Старая Деревня" - дальние пределы Приморского района, "Выборгская" - "Василеостровская", "Сенная" - Театральная площадь. Также будет достроена станция "Адмиралтейская" и сделаны дополнительные выходы со станций "Балтийская", "Василеостровская", "Спортивная", "Петроградская", "Выборгская" и "Сенная".

Наземный транспорт пополнится тремя скоростными трамвайными линиями: от Купчино до площади Восстания, от Ладожского вокзала до железнодорожной станции "Ржевка", от станции метро "Кировский завод" до Стрельны. Также в генплане намечено строительство надземного экспресса, который должен соединить отдаленные микрорайоны проспекта Ветеранов и Обухово. Кроме этого город планирует закончить три крупные отводящие и четыре внутригородские магистрали. В генплане прописано вплотную заняться "воротами" Петербурга и путями, ведущими к ним, - морскими, речными, железнодорожными, автомобильными и воздушными.

Вся инфраструктура должна быть на высоком уровне, максимально устраивать как жителей города, так и туристов. Поэтому на будущей карте города появятся не только "рациональные" проекты. Планируется разбить более 80 парков, садов и скверов. Один из самых больших парков будет создан в районе кольцевой автомагистрали на стыке Приморского и Выборгского районов.

Что же касается жилищного вопроса, то, согласно генплану, жилье должно строиться в объемах 2,5-3 миллиона квадратных метров в год. Жилые зоны планируется создавать вблизи территорий, где будут расположены переезжающие и вырастающие на окраинах предприятия. Это приведет к тому, что к 2015 году жилищный фонд Петербурга увеличится на 70 процентов, а показатель "средней обеспеченности жильем" вырастет с 21 до 28 квадратных метров на одного человека, а к 2025 году - до 35 квадратных метров.

Рассчитано, что общая численность населения Петербурга в ближайшие 10 лет будет сохраняться на уровне 4,8-5 миллионов человек. Потом, начиная с 2015 года, этот показатель начнет расти. В генплане намечена перспектива строительства детских садов, школ, больниц, так что предстоящий демографический подъем не станет неожиданностью.

Всего, что входит в генплан, не перечислить - ведь он занимает несколько томов документов. Но самое важное, как считают чиновники, это то, что впервые генплану присвоен статус закона. А значит нарушать его нельзя. И любые отклонения от заложенной стратегии можно будет оспаривать в суде.

Михаил Телехов




Вернутся в раздел Юридические статьи