Российский военно-морской регулярный флот отмечает день рождения в октябре, 30-го числа. В 1696 году он был создан постановлением Боярской думы в ответ на послание Петра Первого: "...ничто же лутче мню быть, еже воевать морем, понеже зело блиско есть и удобно многократ паче, нежели сухим путем..." "Морским судам быть!" - настаивал Петр Первый. "Это мы еще посмотрим", - улыбаются спустя триста лет благодарные потомки. И через прорубленное императором "окно в Европу" отдают Канонерку - знаменитый судоремонтный завод, а вместе с ним и кусок Петербурга вечной сопернице морских держав, "владычице морей" Великобритании. Благодаря умелым действиям ряда наших сограждан Канонерский остров де-факто стал частью британского Виргинского архипелага: потому что там теперь зарегистрированы владельцы "островообразующего" предприятия - Канонерского судоремонтного завода. В России завод обрастает судебными тяжбами и криминалом.
Плавучий остров
Острова не плавают. Они, как выяснилось, "уплывают". Как это произошло с Канонерским островом. То есть физически, конечно, он пока никуда не делся, но Канонерский судоремонтный завод, "островообразующее" предприятие, в результате несколько сомнительной процедуры стал собственностью иностранной офшорной компании. Не "отчалит" ли один из питерских островов, как "уплыл" из города знаменитый судоремонтный завод, ставший "коллективным подданным" Британской короны?
Канонерка - не просто самое крупное и, по сути, единственное предприятие на одноименном острове. Завод, а теперь, стало быть, иностранный офшор, владеет здесь всей инженерной инфраструктурой и может одним щелчком лишить островитян света, тепла, воды, связи...
Более того: единственная связь Канонерского острова с Большой землей - километровый автомобильный тоннель, проложенный по дну Морского канала. Это - артерия, несущая на остров жизнь: все мыслимые кабели проходят здесь. Но тоннель столько раз упоминался в связи с разными авариями, слухи о его возможном закрытии столько раз проникали в печать, что отчаяние жителей острова можно понять: случись что, они опять-таки - без- света, тепла, воды, связи...
Без продуктов и всего прочего, что сюда привозят из города. Пока заводом владела питерская компания, она была заинтересована в жизнеспособности тоннеля. В какой степени он нужен гражданам Соединенного Королевства - большой вопрос.
Еще есть люди, работающие на Канонерке: почти треть населения острова. Другой работы здесь они не найдут.
Думают ли об этом непосредственные участники конфликта - две группы акционеров, одна из которых обвиняет другую в том, что завод увели у них прямо из-под носа? Похоже, их больше волнуют собственные проблемы: суды рассматривают гражданские иски, милиция - разного рода заявления. Сегодня одна сторона дает объяснения в милиции, а назавтра представитель другой стороны получает кастетом по голове и лишается документов предприятия.
Из новейшей истории
Днем 5 октября генеральный директор ООО "Абнетт Оверсиз Корп." Дмитрий Чекулаев подъехал к офису оценочной компании на Малоохтинском проспекте.
Как рассказал нам владелец компании Александр Чупин, по дороге от банка, от Шпалерной улицы, гендиректор заметил, что какая-то иномарка с тонированными стеклами, вроде бы "Мерседес", неотступно движется за его машиной. Решил, что показалось.
Когда Чекулаев вышел из машины и направился ко входу в оценочную компанию, к нему, по словам Чупина, подошел неизвестный, нанес удар по голове кастетом, выхватил из рук портфель и скрылся. Не позарился преступник ни на бумажник Чекулаева, ни на его часы, ни на ключи от машины. Нападавшего явно интересовал портфель: там были документы и печать ООО "Абнетт Оверсиз Корп." - компании, купившей минувшей весной 10 процентов акций Канонерского завода и претендовавшей на партнерство с основными владельцами. Последние, заявляет Чупин, постарались отделаться от непрошеных партнеров. По его утверждению, действия основных акционеров Канонерского завода привели к тому, что доля компании-миноритария сократилась с 10 процентов до 0,9.
За день до нападения на гендиректора, рассказывает Чупин, в Управление по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД по Санкт-Петербргу и Ленобласти вызывали для дачи объяснений Николая Вихрова, Валерия Бортовского и Александра Грищенкова - верхушку менеджмента Канонерского завода.
Таков день сегодняшний. А начало этого детектива можно датировать 1999 годом: тогда трое будущих совладельцев контрольного пакета Канонерского судоремонтного завода - они же - будущая верхушка менеджмента - Николай Вихров, Валерий Бортовский и Александр Грищенков приобрели порядка 12 с половиной процентов акций ОАО.
В начале славных дел
Сделка, заключенная упомянутой тройкой акционеров в 1999 году, была особого рода, на языке юристов - "репо": в качестве обязательного ее условия назначался возврат акций по первому требованию продавцов. События весны этого года показали: покупатели, вероятнее всего, не планировали расставаться с ценными бумагами, несмотря ни на какие "репо". Потому что бывшие контрагенты недавно попробовали воспользоваться своим правом на возврат акций. В августе информации о том, что состав акционеров изменился, не было. Спустя два года после покупки 12-процентного пакета акций, в 2001-м, "большая тройка" добилась полного контроля над предприятием. Как раз в тот период, накануне вступления в силу новой редакции Закона "Об акционерных обществах" , фактически запретившего проводить так называемую консолидацию ценных бумаг, многие АО напоследок воспользовались этой процедурой, чтобы избавиться от миноритариев. Канонерский завод не стал исключением. В результате консолидации номинальная стоимостьакций предприятия возросла в тысячу раз, а число акционеров завода одномоментно сократилось с нескольких сотен до трех десятков.
Незваный партнер
ООО "Абнетт Оверсиз Корп.", рассказывает его владелец Александр Чупин, долго арендовало часть территории завода. Весной этого года компания приобрела 10 процентов акций Канонерки. Так у господ Вихрова, Бортовского и Грищенкова появился партнер, которого они вовсе не приглашали.
"Абнетт" (так мы для краткости назовем фирму) занимается стивидорным бизнесом. Тем самым, который сейчас прочно ассоциируется с забастовками докеров. Но это, утверждает Чупин, - когда речь идет о питерском Морском порте: "На нашем предприятии подобный конфликт просто невозможен, нет тех предпосылок, которые привели бы к забастовкам в Морском порту". По заверениям Чупина, бизнес компании год от года расширяется, сам он, еще будучи арендатором, досконально изучил Канонерский завод, сформировал представление о его потенциале и методах управления. Свое желание вложить деньги в судоремонтное предприятие он объяснил нам так: "Мы ремонтируем корабли в Финляндии в течение месяца, а Канонерский завод держит суда у своей стенки по полгода и больше. Вкладывая деньги, мы хотим быть уверены, что они пойдут на дело, создадут новые рабочие места, принесут прибыль".
Купив 10 процентов акций, "Абнетт" стал искать сотрудничества с держателями контрольного пакета. Те же, по утверждению владельца компании, предпочли уклониться от партнерства. Чупин расценивает их действия как попытку сохранить привычное полновластие.
Чтобы избавиться от непрошеных партнеров, утверждает Чупин, тройка главных акционеров "помножила на ноль" пакет их фирмы: то, что раньше было 10 процентами, превратилось в ноль целых девять десятых. Чтобы снизить долю неугодных акционеров, необходимо было осуществить процедуру слияния ОАО "Канонерский судоремонтный завод" с компанией, подконтрольной основным владельцам и превосходящей завод по стоимости в разы. Активы Канонерского оценены в 318 миллионов рублей. Где было найти монстра, способного "потопить" эту сумму при слиянии?
И тогда стали оперировать другой цифрой: размером уставного капитала ОАО, составляющего 120 тысяч рублей. Купили офшорную компанию, зарегистрированную на Виргинских островах, и она выступила учредителем нового закрытого акционерного общества. Новорожденного в назвали "Невским судоремонтным заводом". Его уставный фонд был в 10 раз больше, чем у Канонерского, - миллион двести рублей! На эту сумму потянуло следующее имущество: две барные стойки (одна из них как раз "вмещала" уставный капитал Канонерского завода, так как оценивалась в 120 тысяч рублей), два пристенных модуля, кабинет руководителя "Президент" из красного дерева и так далее. Это ЗАО благополучно слили с Канонерским заводом в соотношении 10 к 1. Все активы судостроительного завода, разумеется, не шли ни в какое сравнение с бизнес-инвентарем его "Невского" тезки.
В результате столь грамотного слияния виргинский офшор получил 91 процент акций Канонерского завода, то есть всеобщий и полный контроль. 10-процентный пакет Чупина и его фирмы, повторим, превратился в кроху, меньше 1 процента.
Сейчас действия команды Вихрова, Бортовского и Грищенкова их партнеры пытаются оспорить в судах. В прокуратуру подано заявление о мошенничестве.
Мы тщетно пытались связаться с менеджментом Канонерского судоремонтного завода, однако никто из упомянутой нами тройки акционеров так и не дал своих комментариев. Вполне возможно, что в их глазах ситуация выглядит совершенно иначе. Не исключено даже, что правда на их стороне. Но рассказать об этом журналистам они почему-то не захотели. Впрочем, такую возможность мы за ними оставлям.
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Канонерский остров ограничен с одной стороны Финским заливом, с другой - Морским каналом. Его первое название - Киссасаари, по-фински - Кошачий. Потом остров именовался Батарейным, а в конце XVIII века здесь был устроен артиллерийский полигон для "обучения пальбе флотских пушкарей", и остров назвали Батарейным, потом - Канонирским, позднее - Канонерским.
Протяженность острова - более 5 километров, ширина - 600 метров, общая площадь - порядка 115 гектаров.
По дну Морского канала проложен тоннель, по которому на остров попадают электричество, телефонная связь, а главное - транспорт. Тоннель начали строить в 1970 году, через 13 лет ввели в эксплуатацию. Его протяженность - 930 метров, ширина проезжей части - 8,3 метра, пешеходного перехода полтора метра. С 1997 по 2002 год тоннель пережил капитальный ремонт: были заменены оборудование трех дренажных перекачек, вентиляция, освещение, асфальтовое покрытие. Движение при этом не закрывалось.
Недавно про тоннель заговорили снова: в связи с аварийными работами на 21-м причале Морского порта его грозили закрыть. Кроме того, телевидение сообщало о протечках в самом тоннеле.
Самое крупное предприятие на острове - Канонерский судоремонтный завод, основанный в 1883 году. Сегодня его трудовой коллектив - более тысячи человек.
Завод, в частности, выполняет заказы ФГУП "Росморпорт", которые составляли в прошлом году треть от общего объема работ. Хорошей загрузкой предприятия считается ежедневный ремонт 15 судов.
ДЕЛЬТА
По материалам интернет-сайта "Энциклопедия Санкт-Петербурга" (www.encspb.ru)
Характерной особенностью Санкт-Петербурга является его расположение на многочисленных островах дельты Невы. В 2002 году в Петербурге насчитывалось 33 острова, имеющих официальные названия (не считая фортов Кронштадтской крепости и небольших островов на прудах и озерах). Общая площадь островов - около 80 квадратных километров, 6 процентов от всей площади города. На островах проживает шестая часть петербуржцев.
Самые крупные острова - Безымянный (1630 гектаров), Котлин (1600 гектаров), Васильевский (1110 гектаров), Петроградский (635 гектаров), Декабристов (400 гектаров), Крестовский (340 гектаров), Гутуевский (320 гектаров).
По происхождению острова разделяются на естественные, образованные рукавами дельты Невы (Васильевский, Петроградский, Крестовский и другие), искусственные - образовавшиеся после прокладки каналов и изменения русел рек (Безымянный, Коломенский, Казанский, Спасский, Адмиралтейские и другие), острова Кронштадтского архипелага (Котлин - ледникового происхождения, плюс 17 островов - оснований фортов и молов Кронштадтской крепости).
Состав и конфигурация островов постоянно менялись по мере развития Санкт-Петербурга. В начале XVIII века в дельте Невы насчитывалось около 25 островов, самыми крупными из которых были Хирвисаари (Васильевский), Койвусаари, или Фомин (Петроградский), Ристисаари (Крестовский), Первушин (между Мойкой и Фонтанкой), Усадище (ныне 1-й и 2-й Адмиралтейские, Ново-Адмиралтейский и Летний сад).
В начале XIX века в результате устройства многочисленных искусственных проток и каналов число островов приблизилось к 70. С середины XIX века начались работы по благоустройству центра города, сопровождавшиеся засыпкой некоторых водоемов и водотоков, что привело к уменьшению числа островов.
При строительстве нового Морского торгового порта в 1874-1885 годах произошли серьезные изменения состава и конфигурации островов в южной части дельты Невы: в состав Гутуевского острова вошли Большой Резвый, Вольный Гладкий, появились новые острова-дамбы (Гребенка и Кривая).
В XX веке значительно увеличена площадь острова Декабристов (бывший Голодай) за счет намыва грунта и присоединения островов Жадимировского, Кашеварова, Гоноропуло (в начале века) и Вольного (в 60-х годах).
По характеру использования территории современных островов они подразделяются на 3 группы: острова с развитой сетью улиц, застроенные жилыми домами, общественными и промышленными зданиями (Васильевский, Петроградский, Безымянный и другие); полностью занятые промышленными предприятиями, туда доступ ограничен (Ново-Адмиралтейский, Белый, Грязный, Серный, форты Кронштадтской крепости и другие); острова, занятые в основном зелеными насаждениями и архитектурными ансамблями (Летний сад, Елагин, Заячий, Екатерингофский, Новая Голландия и другие).
(Нежиховский Р. А. Река Нева и Невская губа)
Ирина Тумакова