Ряд законопроектов, касающихся правового регулирования деятельности органов местного самоуправления (МСУ), рассмотрен вчера на внеочередном заседании Правительства Ленинградской области.
Как пояснил Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, необходимость проведения внеочередного заседания Правительства вызвана тем, что законопроекты надо уже в этом месяце внести на рассмотрение Законодательного собрания с тем, чтобы уже к 1 января 2006 года реформированные органы МСУ получили полную нормативную базу.
Правительство области одобрило изменения, которые будут внесены в областной закон "О муниципальной службе в Ленинградской области" , законопроект о Реестре муниципальных должностей. А также - проект закона "О предельных нормативах оплаты труда в органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области".
В соответствии с численностью населения муниципальных округов (МО) данным документом устанавливается фонд заработной платы для всех 222 муниципальных образований, исходя из размера которого будут формироваться штаты органов МСУ. Основополагающим принципом здесь является то, что штат чиновников не должен возрасти по сравнению с существующим ныне. Фонды оплаты труда и предельные размеры должностных окладов руководителей установлены также для 204 муниципальных образований 1-го уровня - городских и сельских поселений.
Подробности - в репортаже нашего корреспондента.
Происходящий в последнее время процесс совершенствования федерального законодательства повлек его существенное обновление. В том числе - в сфере местного самоуправления и общих принципов организации органов власти субъектов Российской Федерации. Значительные изменения в организации органов власти субъектов РФ вызваны принятием, в частности, федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" . Необходимость же разработки и принятия проекта областного закона "О предельных нормативах оплаты труда в органах местного самоуправления области обусловлена выполнением требований другого закона РФ - N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" , об установлении предельных нормативов, в соответствии с которыми определяется размер оплаты труда в органах местного самоуправления.
- Сегодня на внеочередном заседании Правительства нам необходимо рассмотреть ряд проектов законов Ленинградской области в связи с реформированием местного самоуправления, - этими словами Губернатор В. Сердюков объявил повестку дня. - Нам необходимо к открытию заседания ЗакСа представить законодателям эти проекты с тем, чтобы до конца года они были приняты. Начнем с рассмотрения шести законов, которые на основе федерального и областного законодательства дополняют друг друга.
Если обобщить достаточно активное обсуждение, которое состоялось на заседании Правительства, то надо заметить, что всех руководителей муниципальных образований волновала степень самостоятельного приема решений на местах. Неслучайно с мест нередко звучало утверждение - "это наше правовое регулирование". А со своими правами, как известно, расстаются трудно.
Особенно горячую дискуссию вызвали вопросы о реестре муниципальных должностей муниципальной службы в области, о предельных нормативах оплаты труда в органах местного самоуправления, о государственных должностях области, о внесении изменений в областной закон "О новой редакции областного закона "Устав Ленинградской области" .
Закон, конечно, - превыше всего, но и каждый руководитель муниципального образования, каждый глава администрации считает необходимым и в дальнейшем чувствовать себя хозяином на вверенной ему (народом или государством) территории.
- Проект областного закона "О внесении изменений в закон "О муниципальной службе в Ленинградской области", - сказал вице-губернатор, руководитель аппарата Губернатора и Правительства области С. Козырев, - подготовлен в целях уточнения и согласования норм областного закона о муниципальной службе и вновь разработанных законов "О реестре муниципальных должностей в Ленинградской области" и "О предельных нормативах размеров оплаты труда в органах местного самоуправления муниципального образования в Ленинградской области".
Необходимость его разработки и принятия обусловлена требованиями по приведению законодательства о муниципальной службе в области в соответствие с законами РФ. При этом первая статья определяет, в частности, статус муниципального служащего в части классификации должностей муниципальной службы, устанавливает квалификационные требования к соответствующим должностям, предусматривает правила двойных наименований должностей муниципальной службы в штатных расписаниях органов самоуправления.
- Проекты законов, которые представлены сегодня на обсуждении, нужно рассматривать вместе, - сказал председатель Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Юрий Марасаев.
Так они, в сущности, и рассматривались на этом заседании Правительства - как единый блок законов о местном самоуправлении.
По мере рассмотрения проектов о реестре муниципальных должностей, о предельных нормативах оплаты труда, о госдолжностях, о внесении изменений в Устав Ленинградской области у руководителей муниципальных образований, глав администраций возникали вопросы.
Вот, к примеру, рассматривался проект закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области". Докладывал, как и в предыдущем случае, по теме "О наделении органов местного самоуправления МО в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вице-губернатор Николай Пустотин. Как раз по этому поводу руководитель муниципального района Иван Хабаров с цифрами в руках старался доказать, что численность комиссии по делам несовершеннолетних они должны определять сами. В Тосно, к примеру, таких ребят около 15 тысяч, в Любани - гораздо меньше, а в поселениях - и того меньше. Вот и считал И. Хабаров, что численность комиссий они на месте опять-таки в состоянии "сдвинуть" в ту сторону, в какую необходимо муниципальному образованию.
- Настолько жестко все прописано! - раздалась реплика в поддержку выступавшего. - Дайте нам численность - мы сами разберемся.
- Пусть будет та же численность служащих и тот же фонд зарплаты, но мы должны иметь возможность сами устанавливать - где и сколько людей необходимо. - Это поддержал И. Хабарова руководитель Волховского муниципального района Алексей Савинов.
- Органы местного самоуправления сами могут формировать свою структуру. И мы не считаем, что ущемляем права на местах. В законах мы не устанавливаем штатное расписание, - ответил коллегам Николай Пустотин.
На экономии бюджетных средств особо остановился Губернатор Валерий Сердюков.
- Нельзя, - сказал он, - чтобы бюджет небольших поселений целиком уходил на зарплату. Нельзя, чтобы у главы волости был и секретарь, и заместитель, и главный бухгалтер, и шофер, и т. д. Иначе фонд оплаты не будет точно определен, и через какое-то время начнутся требования добавить денег из областного бюджета.
Неслучайно обсуждение проектов законов происходило столь активно. В том же выступлении вице-губернатора Н. Пустотина неоднократно звучало: "Это положение мы еще раз отредактируем".
А вот что сказано в экономическом обосновании проекта "О предельных нормативах оплаты труда...":
"На обеспечение областного закона "О предельных нормативах оплаты труда в органах местного самоуправления..." средств из областного бюджета не требуется, так как денежное содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности в нашей области, а также муниципальные должности муниципальной службы и работников органа местного самоуправления, замещающих должности, не являющиеся муниципальными должностями муниципальной службы и иные выплаты будут предусматриваться в местных бюджетах МО".
В проекте закона "О внесении изменений в областной закон "О новой редакции Устава Ленинградской области" в статье 43 говорится об общих началах местного самоуправления в нашем регионе.
"Местное самоуправление, - говорится в статье, - осуществляется гражданами на местных референдумах, муниципальных выборах, голосованиях по отзыву депутата, члена выборного органа самоуправления или должностного лица, изменение границ МО, сходов граждан, правовой инициативы граждан, публичных слушаний, собраний, конференций, опросов, обращений людей в органы местного самоуправления и в иных формах непосредственного осуществления местного самоуправления".
То есть, в соответствии с Конституцией России , местное самоуправление в Ленинградской области полностью гарантируется.
Елена Швецова