СПб. Возвращение кораблей российских судовладельцев под флаг РФ с утверждением нового морского реестра даст новый толчок для развития судоремонтной отрасли.
В ближайшие дни этот документ утвердит Совет Федерации . Сомнений в этом нет, поскольку Президент РФ Владимир Путин "настойчиво поддержал" идею возвращения под российский флаг благодаря новому морскому реестру 750 судов (суммарным дедвейтом 17 млн т и принадлежащих сейчас российским компаниям), озвученную на прошлой неделе министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Среди прочего новый морской реестр предполагает налоговые льготы для судовладельцев, которые строят и ремонтируют суда на российских верфях.
Приятное совпадение
Примечательно, что обсуждение нового реестра проходило на фоне скупки петербургских судостроительных активов Межпромбанком, контролируемым членом Совета Федерации РФ Сергеем Пугачевым. В течение 2004-2005 гг. он стал основным владельцем ОАО "Балтийский завод" (61960)* и ОАО "СЗ "Северная верфь" (01713)*. Возможно, именно он и лоббировал возврат судов под российский флаг и к российским судоремонтным и судостроительным заводам. Сменило своих владельцев ОАО "Судостроительная фирма "АЛМАЗ", а ОАО "Северо-Западное пароходство" последовательно избавляется от ОАО "Новоладожский судоремонтный завод", ОАО "Череповецкий порт", ОАО "Подпорожский порт", ОАО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" (Шлиссельбург), ФГУП "Средне-невский судостроительный завод" еще в 2004 г. внесено в план приватизации.
Крупнейшим заказчиком судостроительной отрасли в советские годы было Минобороны. Возможно, после недавнего расширения полномочий нынешнего министра обороны РФ Сергея Иванова корабелы могут рассчитывать на увеличение объемов военных заказов.
Правда, руководство мелких судоремонтных предприятий более скептично относится к перспективам прихода в Петербург большого числа судов на ремонт. Алексей Сазонов, заместитель генерального директора ЗАО "Нордвег" (занимается ремонтом судов), считает: "Зарубежные компании оказывают услуги более высокого качества. Наплыв можно ожидать разве что летом".
Член Совета Федерации РФ Сергей Пугачев, контролирующий Межпромбанк, сумел консолидировать контрольные пакеты акций обоих предприятий менее чем за год до принятия нового морского реестра, открывающего его заводам новые горизонты.
кстати
Пока из-за высоких налогов стоимость строящихся в РФ судов превышает на 15-25% зарубежные аналоги. Например, только корабельный сбор с танкера водоизмещением 150 тыс. т за вход судна в порт для последующего ремонта составляет $?120 тыc. Проблемы, особенно при срочном ремонте, возникают с таможенным оформлением запчастей и комплектующих. Новый морской реестр будет дополнен и изменениями в налоговом законодательстве, сокращающими налоговое бремя для российских судостроителей и судоремонтников.
Источник: "ДП"
Лебедев Денис