Юридические статьи

Прокуратура покусилась на восьмой пункт Инструкции ГИБДД о порядке эвакуации автомобилей



Вчера стало известно, что городская прокуратура принесла протест на один из самых двусмысленных пунктов скандальной "Инструкции о порядке задержании транспортного средства", утвержденной ГИБДД Санкт-Петербурга. Сотням петербуржцев, чьи автомобили были эвакуированы с улиц Петербурга, данный документ стоил времени и денег. Если прокуратуре удастся довести начатое до конца, компании-эвакуаторы, равно как и связанные с ними сотрудники ГИБДД, потеряют значительную часть своих доходов.

Напомним, что депутаты ЗакС Аркадий Крамарев и Юрий Гладков еще в прошлом году направили в прокуратуру несколько запросов с просьбой проверить законность существующей в городе процедуры принудительной эвакуации неправильно припаркованного автотранспорта. При этом больше всего депутатов волновали два момента -- тарифы за эвакуацию (они установлены городским правительством и составляют 2927 рублей за легковую машину) и пункт 8 "Временной инструкции о порядке реализации меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении", утвержденной приказом начальника УГИБДД Петербурга Сергеем Бугровым.

Пресловутый пункт прямо противоречит постановлению правительства РФ, разрешающему эвакуацию а также Кодексу об административных правонарушениях . Оба названных нормативных акта предусматривают, что задержание (читай -- эвакуация) транспортного средств возможно лишь в случае, если нарушитель не может самостоятельно убрать свой автомобиль. Если же гражданин это может сделать сам, то его можно привлечь к административной ответственности лишь за нарушение правил остановки и стоянки и оштрафовать на 100 рублей. В то же время пункт 8 инструкции господина Бугрова фактически лишает гражданина такого шанса исправиться, предусматривая, что инспектор ГИБДД передает автомобиль-нарушитель представителю компании-эвакуатора "в момент подписания им протокола". То есть на практике -- еще до того, как эвакуатор начал погрузку приглянувшегося автомобиля. В результате на дорогах Петербурга сплошь и рядом можно наблюдать такую картину: эвакуатор пытается втащить на платформу автомашину, вокруг бегает владелец, который просит вернуть ему автомобиль, но инспектор ГИБДД объясняет ему: извини, брат, машина уже передана эвакуатору, я тебе ничем помочь не могу, теперь придется тебе ехать на штрафстоянку и платить по тарифу. По отзывам читателей Ъ, иногда "жертве" все же удается договориться. В таком случае сумма "отступного" составляет 1000-2000 рублей -- причем деньги получает опять же водитель эвакуатора.

Инструкция ГИБДД была принята еще в сентябре прошлого года, и с тех пор исполнялась доблестными стражами порядка весьма активно. Отметим также, что ранее у заместителя прокурора города -- Cергея Литвиненко -- законность принудительной эвакуации не вызвала сомнений. Смольный же в ответ на предложения эвакуировать автомобили хотя бы за счет бюджета отвечал, что в бюджете денег на это нет. Согласно же данным комитета финансов за 10 месяцев 2005 года в городскую казну от нарушителей ПДД поступило более 13 млн рублей. Прошло больше года. И вот 16 ноября, как подтвердил Ъ вчера представитель горпрокуратуры, другой заместитель прокурора Санкт-Петербурга -- Александр Корсунов -- направил в ГИБДД протест с предложением "привести пункт 8 в соответствие с действующим законодательством". Вчера письмо из прокуратуры поступило в Законодательное собрание. Закон отводит на рассмотрение прокурорских протестов 10 дней . Как заявили Ъ в надзорном ведомстве, "мы ожидаем ответа из ГИБДД в районе 3декабря". При этом в прокуратуре не исключают, что ГИБДД может представить свои возражения на протест -- "и тогда мы пойдем в суд". В самом ГИБДД комментировать ситуацию не стали, предложив прислать официальный запрос.

Ъ будет следить за развитием событий.

Андрей Цыганов, Анна Пушкарская




Вернутся в раздел Юридические статьи