Тех, кто говорит в трубку спокойно, очень мало. Одни ругаются, другие плачут, третьи шепчут в полном отчаянии. «Лучше бы я снова блокаду пережил, чем такое», — сетует ветеран. У них всех одна проблема: в их квартирах по-прежнему холодные батареи, хотя отопительный сезон в городе уже давно начался. Название телефонной службы — «горячая линия» — в этом свете звучит как-то даже издевательски. Впрочем, сама система исправления неполадок на теплосетях — это истинное чудо российской бюрократии и одно из следствий принятия нового Жилищного кодекса , по которому главное бремя по содержанию коммунального хозяйства ложится на плечи самих граждан... В Выборгском районе «горячая линия» в местном ГУЖА действует исправно, но здесь такое количество проблем, что линию впору называть «раскаленной».
За день сюда, несмотря на временное потепление, поступает 60 — 70 звонков. Однако в журнал заносятся лишь те неисправности, которые должны ликвидировать районные жилищники. Потому что есть и другие службы и конторы, которых после реформы ЖКХ развелось множество. Например, подрядчики ГУП РЭП «Парголово» и «Прогресс», которым по итогам тендера отданы на обслуживание 17 многоквартирных домов в окрестностях проспекта Просвещения. Они получили на свои головы эти дома в июле, хотя, по всем нормативам, подготовка зданий к зиме должна начинаться сразу по окончании отопительного сезона, то есть в апреле-мае. Естественно, эти организации не успели разобраться в хитросплетениях чужого коммунального хозяйства, и в итоге сейчас одним из самых проблемных является дом № 26 по улице Композиторов. Здесь 21 парадная, в каждой по четыре квартиры на этаж, а в каждой квартире — 5 — 6 стояков. Из каждого нужно удалить воздушные пробки, перед тем как пускать горячую воду, а для этого нужно попасть во все квартиры на последнем этаже, а рук в «Прогрессе» и «Парголове» катастрофически не хватает. Да и умения, видимо, тоже. Вот и сидят жильцы без тепла. А звонить им велено все на ту же «горячую линию» Выборгского ГУЖА. А ГУЖА только и может, что переправлять подобные заявки обратно в «Прогресс» и «Парголово».
Открещиваются жилищники и от проблем, которые то и дело возникают на теплосетях ГУП «ТЭК». Конечно, ГУЖА имеет к ним отношение, но лишь на тех участках, что находятся непосредственно на входе в дом. То есть за трубы под улицей отвечает ГУП «ТЭК», а за подвалы — ГУЖА. Странно было бы предполагать, что в российских условиях в такой системе возможна слаженная координация. При бойких рапортах ответственных лиц о том, что город к зиме готов на 99,9%, случается, что за один день лопается по 16 труб в зоне ответственности ГУП «ТЭК» в одном районе — так было, например, на второй день отопительного сезона. Или одну трубу прорывает в одном и том же месте по 5 — 6 раз кряду, как это было на проспекте Энгельса у дома 131. Там прорыв трубы на детской площадке устраняли едва ли не каждый день с 24-го по 29 октября. Естественно, все это время люди в окрестных домах сидели без тепла. И, как говорится, всех собак вешали, само собой, на «горячую линию» района.
Разделить теплосети и раздать их в аренду или в частные руки было довольно просто. А вот управлять этим хозяйством пока не очень получается. Потому что частнику не прикажешь, он работает по рыночным законам. Есть деньги — есть тепло. Нет денег — нет тепла... Например, котельная ООО «Энергия», обслуживающая дома на Парголовской улице и улице Харченко, была запущена только 26 — 28 октября. Да и потом, для частных компаний вполне свойственно стремление к экономии. Поэтому, если на выходе из дома температура воды в сетях отопления составляет 60 градусов, то хозяину котельной ничего не будет стоить поставить на трубы специальные шайбы, снизить давление вкупе с температурой и тем самым лишить часть квартир тепла. А виновато во всем районное ГУЖА — сетуют диспетчеры «горячей линии».
То ли еще будет, когда в город придут настоящие морозы.
Сергей Загацкий