Юридические статьи

Не сдавайте вещи в магазинах В супермаркетах есть свои минусы: камеры хранения без присмотра и очереди за корзинами.



На днях в редакции раздался телефонный звонок, интеллигентный женский голос на другом конце провода спросил: "Вот сейчас повсюду продуктовые супермаркеты, где при входе надо сдавать вещи. Недавно я зашла в один из таких и положила сумку под замок, пройдя 10 шагов, прочитала следующее: "За сданные в камеру хранения вещи администрация ответственности не несет". Что же получается: значит, сдать и забыть? А если у меня там ценности... Да и в сумку могут подложить и бомбочку, и наркотики, да все что угодно!"

Очередь за мылом

Действительно, это наболевшая тема. В последнее время супермаркеты растут как грибы по осени. Но они, как, впрочем, и все новое, поначалу имеют массу недостатков и проблем. Вот, к примеру, не раз от своих знакомых слышала жалобы на нехватку корзин для товаров и искусственное создание очереди. А как-то раз даже стала свидетелем следующей сцены в одном парфюмерном магазине. Было это в канун какого-то праздника. Магазинчик тесный, маленький, количество корзин на пальцах пересчитать можно, а без оной не пускают. Люди, желающие купить подарки, стоят и терпеливо ждут. И вот заходит девушка, демонстративно проходит мимо хвоста очереди и устремляется к прилавкам с мылом. Тут ее хватает громила-охранник и пихает в очередь: "Без корзины не пускаем!" - "Ну, зачем мне для куска мыла целая корзина?" - возмущается девица. "Так положено, а сумку сдайте в камеру хранения", - отрезал молодой человек. "Сумка небольшая - сдавать не буду, а в очереди ради куска мыла стоять не хочу, может, пропустите..."- попыталась вызвать жалость девушка. "Хватит ныть! Не нравится - иди в другой!" - оборвал он ее. Девушка психанула и ушла. В магазине же из-за этих злополучных корзин было не протолкнуться, все ими стукались, терлись, а ведь лежало в них по 1-2 вещи. Правда, в некоторых супермаркетах работают понимающие люди - разрешают за единичным товаром ходить без корзин.

Кстати, о корзинках. Ручная корзина - это еще полбеды. В больших супермаркетах только корзины на колесиках. Конечно, это удобно для мам с детьми. (Детский вариант сделан в виде машинки.) Но мне, человеку, заскочившему в магазин за небольшим количеством продуктов, ни к чему эта гигантская каталка. А вот ручных корзин там почему-то нет...

Нарушаем законы

Насчет камер хранения все намного сложнее. Ведь открыть замок такого шкафчика можно простой шпилькой. Ну а если сумки принимает контролер и выдает взамен номерки, то велика вероятность, что тебе выдадут чужую сумку, а твоя достанется кому-то другому. И это не просто слова. Моей соседке вместо ее старой потертой сумки как-то дали дорогую богатую женскую сумочку. Она вернула со словами: "Извините, это не мое", оказалось, смотрительница сослепу перепутала ячейки. Вот хорошо, честная пенсионерка попалась, а если бы нет?

И вообще, честно ли это: требовать сдавать сумки и не нести ответственность за сохранность вещей? Юристы говорят, что нет. "Конечно, такой уход от ответственности противоречит Гражданскому кодексу и Закону о правах потребителей. Так что, по сути, это нарушение законодательства. Его можно сравнить с объявлениями в гардеробе по поводу оставленных в карманах ценностей. Но кому же хочется платить деньги?" - говорит Сергей Андреев, адвокат Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных. Конечно, пострадавший сможет обратиться в суд, но неизвестно, будет ли удовлетворен его иск.

С одной стороны, можно понять администрацию магазина. Проходить в продуктовый магазин с продуктами, купленными в другом месте, нельзя. Но маленькую сумочку с ценными вещами они проносить разрешают. Хотя при желании своровать можно и без всякого багажа. По словам работника одного мини-маркета, воруют в основном пацаны пиво, которое прячут под куртки, и не уследишь.

Ущерб возмещает начальник

Со вскрытием камер хранения ряд магазинов борется с помощью охранника, который стоит рядом, как часовой. "Вскрыть замки пытались много раз, - рассказывает Николай С., охранник в одном из магазинов крупной сети. - Обычно это выглядит так: стоит компания пацанов около входа в магазин, пьет пиво и высматривает, кто вошел. Через витрину видно, что положил человек в камеру хранения. Если их вещи заинтересовали, они входят следом. Один подходит ко мне с каким-то глупым вопросом, а остальные окружают нужную ячейку и создают потасовку. Один раз после такой драки я в больнице лежал с сотрясением мозга". Несколько раз имели место крупные кражи, тогда администрация магазина возместила ущерб потерпевшим. После этого инцидента и появилось объявление, которое возмутило читательницу "НВ".

Кстати, это типичная история появления подобных объявлений. "Год назад, когда ячейки были далеко от охраны, кражи происходили очень часто. Если воровали что-то не очень серьезное, люди относились с пониманием и ничего не требовали. Но пару раз пропадали серьезные вещи, и я платила деньги из своего кошелька, - говорит Ирина Б., управляющая магазином на проспекте Энгельса. - Поймите, что объявления - это вынужденная мера". Вместе с тем администрация магазина делает уступки покупателям. Так, если человек не хочет расставаться со своей сумкой, то ее можно не сдавать. Нужно просто показать ее содержимое контролеру при входе и выходе. Или если ваша сумка такая большая, что не помещается в ячейку, то ее можно оставить под присмотром охраны.

Так что, уважаемые потребители, вы совсем не обязаны сдавать свои вещи в камеру хранения. А если уж пришлось с ними расстаться - не переживайте, в последнее время рядом с ячейками стоит бдительный охранник. И еще: помните, что, если, не дай бог, случится что-то неприятное, закон все же на вашей стороне.

Татьяна Иванова, Общество защиты прав потребителей санкт-петербурга:

- К нам поступают жалобы на большой объем просроченной продукции в супермаркетах. Мой вам совет: во избежание неприятностей проверяйте сроки годности на месте. В конце концов, эти даты для этого и указывают, чтобы покупатель мог проверить. Ведь в таком магазине в среднем продается около 80 000 товаров, их сроки реализации отслеживаются компьютерной системой учета. Не исключено, что под нее попадают не все товары, потому вполне возможны ситуации, когда просроченный продукт не снят с реализации. Это может быть в любом магазине. Что же касается объявлений по поводу ухода от ответственности за сохранность вещей, то это право каждого магазина. Думаю, наши люди должны бы уже привыкнуть к подобным объявлениям. Другое дело, что в таком случае сдача вещей должна быть делом добровольным.

Комментарии

Мария Чернякова, переводчик:

- По долгу службы часто бываю за границей, так что мне есть с чем сравнивать. У меня к нашим супермаркетам три претензии. Во-первых, должна быть отдельная касса для людей, которые приобрели до трех вещей. Как-то глупо стоять с булочкой за 6 рублей в очереди среди людей с полными корзинами. Второе - это платные пакеты. За рубежом приходится платить за фасовку только в том случае, если маленькая наценка на товары. Может, конечно, все этим объясняется. Ну и, наконец, сдавать вещи заставляют только у нас. Быть может, все дело в парадоксальной европейской честности. Еще с воровством там борются с помощью ворот контроля, ведь каждый товар у них помечен.

Супермаркет (от англ. supermarket) - крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). Супермаркеты впервые возникли в США в 1930 году и получили распространение после Второй мировой войны. В 1960-е годы более 10 процентов всех продовольственных магазинов США были построены по принципу супермаркетов, а их доля в общей торговле продовольствием составляла 70 процентов. В Европе и России наиболее распространены следующие форматы магазинов самообслуживания: cash&carry, гипермаркет, супермаркет, мягкий и жесткий дискаунты.

По данным соцопросов, среди посетителей супермаркетов 60 процентов составляют женщины. В супермаркеты ходят главным образом люди в возрасте 25-54 лет. Большая часть посетителей работает (65 процентов). Чаще других супермаркеты посещают руководители (13 процентов), специалисты (25 процентов) и служащие (21 процент). Среди неработающих в такие магазины ходят преимущественно домохозяйки (12 процентов) и студенты (12 процентов). По своему семейному статусу посетители супермаркетов - это в основном люди, состоящие в браке (64 процента). С точки зрения финансового статуса и материального положения большую часть посетителей супермаркетов составляют обеспеченные люди, которые могут позволить себе покупать дорогие вещи (46 процентов). Велика доля покупателей, имеющих полный достаток (7 процентов). Большинство посетителей - это те, кто в своих семьях чаще всего принимает решения по поводу покупки продуктов питания и товаров повседневного спроса (64 процента).

Софья Прокошева




Вернутся в раздел Юридические статьи