Вступили в силу новые правила предоставления услуг мобильной связи, принятые правительством России еще весной прошлого года. Бесплатных входящих пока не будет, но существенные гарантии абоненты получат. Утвержденные 25 мая "Правила оказания услуг подвижной связи" должны были вступить в силу уже с 1 июля 2005 года . Но накануне этой даты премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление о переносе "даты Ч" на Новый год.
Подумай о секундах свысока
Маленький, но важный подарок получают пользователи сетей "Би Лайн" и "МТС". На большинстве тарифных планов этих компаний плата за полную минуту взимается за любой исходящий звонок - даже если абонент на первой же секунде услышал характерный писк факса и успел нажать "отбой". В режиме роуминга такая оплошность будет стоить не один доллар.
По новым правилам соединение продолжительностью менее 3 секунд в объеме оказанных услуг подвижной связи учитываться не будет. Конечно, абонентам не избежать спорных ситуаций. Ведь аппарат и биллинговая система считают время связи с определенной погрешностью, а компании уже объявили, что будут тарифицировать все соединения более 3 секунд (то есть бесплатно предоставляют только первые две секунды).
Кредит доверия
Новые правила вообще не предусматривают систему оплат, именуемую операторами "предоплатой". Буквально в ноябре - декабре прошлого года тот же "Би Лайн" стал рекламировать несколько новых тарифных планов, которые не предусматривали ни минимального платежа, ни абонентской платы за федеральный номер. Однако была маленькая тонкость - срок действия карт. То есть абонент по этой системе должен каждый, предположим, месяц покупать новую десятидолларовую карточку. Остаток накапливается, но снять его со счета нельзя даже в случае отключения от сети.
С 1 января абонент имеет право в любой момент обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных им в качестве аванса, и тот обязан этот остаток вернуть. Условия договора, предусматривающие иное, являются юридически ничтожными.
Доверяй, но проверяй
Абоненты всех сетей получили право на бесплатный ежемесячный счет-отчет. Он должен содержать сведения об объеме услуг по каждому виду связи. Раньше их получала только часть абонентов сетей "Мегафон" и МТС. Клиенты "Би Лайн" и TELE2 могли за дополнительную плату получить детализированный отчет (многостраничную "простыню"), а потом самостоятельно считать исходящие, входящие, мобильные и так далее. В итоге даже в случае неточностей (такие факты были зафиксированы) абоненту приходилось тратить немало времени, выясняя, куда ушли его деньги.
Правда, у операторов остается возможность произвольно менять тарифные планы. Точнее, они обязаны не менее чем за десять дней до введения новых тарифов на услуги извещать об этом абонентов через СМИ. Но никто не запрещает в качестве оных средств информации признать некий внутренний бюллетень "GSM Инфо", выходящий тиражом 100 экземпляров.
Игорь Степанов