Еще в апреле прошлого года правительство Петербурга утвердило специальную программу развития трамвайной маршрутной сети, трамвайных парков и использования их территорий на 2005 - 2007 годы . В этом документе есть раздел с перечнем адресов, где трамвайные пути должны быть демонтированы в ближайшие два года.
Плюсы и минусы
Чем же не угодил городским чиновникам трамвай? Во-первых, необходимость демонтажа в городской администрации объясняют снижением интенсивности пассажиропотока на маршрутах. В советское время трамвайные линии прокладывались для доставки рабочих к предприятиям, многие из которых теперь закрыты или работают вполсилы. К тому же современный трамвай, несмотря на то, что является экологическим видом транспорта, довольно шумный, а вибрация, которую он производит во время движения, оказывает негативное влияние на исторические здания, разрушая их. Да и капитальный ремонт улиц с трамвайными путями обходится в четыре раза дороже, чем обычного дорожного полотна.
Впрочем, в Смольном полагают, что если в историческом центре Петербурга трамваю не место, то в "спальных районах", где необходимо подвозить большие массы людей к станциям метро, его следует оставить. Даже несложная арифметика показывает, что трамвай способен быть очень прибыльным видом транспорта: два его вагона вмещают до 300 человек, что в два раза больше вместимости самого крупного автобуса.
Опытным путем доказано, что трамвай сегодня наиболее дешев. По экономичности он превосходит троллейбус на 20 процентов, а автобус - на 40 процентов. Второе неоспоримое преимущество - трамвай может стать еще и самым скоростным видом транспорта - при условии, что он идет не по проезжей части, а по обособленному полотну. Подсчеты показывают, что трамвайная линия способна заменить 24-полосную скоростную магистраль, занимая гораздо меньше места и оказывая минимальное влияние на окружающую среду. Именно поэтому во многих европейских столицах мира сегодня начался бум - там активно строят трамвайные линии.
Чиновнику трамвай не нужен?
Но власти нашего города идут своим путем. Недавно, например, был завершен демонтаж трамвайных линий на Новгородской улице. После этого дорожники взялись за улицу Моисеенко, потом пришел черед 9-й Советской улицы и Греческого проспекта. Работы на них должны завершиться до Нового года. А недавно вице-губернатор Олег Виролайнен заявил, что после реконструкции моста Лейтенанта Шмидта на нем не будет трамвайных путей. Проект безрельсового моста уже подготовлен. А значит, демонтаж рельсов надо будет произвести на Университетской набережной, на Съездовской линии Васильевского острова, уйдут трамваи и с улиц Труда, Глинки и Никольской площади. Непонятно только, с чего это на площади Труда был не так давно проведен ремонт путей, а на повороте с Никольской площади на Садовую улицу сделаны новые стрелки? В последнее время активно обсуждается и демонтаж трамвайных рельсов на Московском проспекте. Трамваи там создают автомобильные пробки, к тому же дублируют метро. Авторы этой идеи предлагают заодно выкорчевать деревья вдоль трамвайных путей, чтобы расширить магистраль. Опять-таки, если на Московском не будет трамвая, придется снимать рельсы с Благодатной улицы и улицы Салова.
В 2006 году очередь дойдет до демонтажа трамвайных линий на улице Ленсовета, а в 2007 "пострадают" еще семь адресов. Правда, видя недовольство граждан, не желающих отказываться от трамвая, Валентина Матвиенко дала указание: впредь к демонтажу трамвайных линий подходить аккуратно и по возможности даже его приостановить. До особого распоряжения.
Светлана Смирнова