Юридические статьи

Способы защиты от телефонных "пиратов"



Ваши родственники жалуются на то, что до вас с некоторых пор стало невозможно дозвониться - постоянно занято тогда как вы уверены, что долгих разговоров не ведете и телефон исправен? А в конце месяца обнаруживаете в своем почтовом ящике огромные счета за междугороднюю или международную связь? Тогда это серьезный повод заподозрить, что вы стали объектом телефонного "пиратства".

По данным Главного управления специальных технических мероприятий МВД России, только за последние несколько лет число правонарушений, связанных с "пиратством" на телефонных сетях, выросло в 1,5 - 2 раза. А начиная с 1991 года размах этого вида мошенничества увеличился в 12 - 15 раз. Прибыль телефонным "пиратам" (или, как их еще называют, "фрикерам") приносит незаконное подключение к чужим сетям - проводным или сотовым. Мошенники могут использовать вашу телефонную линию как для личных звонков, так и для организации нелегальных переговорных пунктов, предоставляющих клиентам услуги междугородней или международной связи по более низким, чем официальные расценки, тарифам.

О том, как не стать жертвой фрикеров, мы и поговорим сегодня.

Согласно официальной статистике Управления "К" МВД России, еще года два-три назад жертвами телефонных мошенников становились в основном жители столицы. Причем в Москве телефонное "пиратство" уже начало приобретать масштабы эпидемии - раньше в среднем за год в карманы фрикеров перекочевывало 10 -15 млн. рублей. Однако в последнее время "пираты" начали осваивать другие регионы. Так, если раньше большая часть нелегальных пунктов находилась в Москве, сегодня из-за активных действий столичной милиции мошенники переводят свой "бизнес" в регионы.

Тем не менее если 10 лет назад граждане были беззащитны перед действиями фрикеров, то к настоящему моменту уже накоплен существенный опыт борьбы с ними, в том числе и с применением современных технических средств.

Проверьте щиток в подъезде

По словам специалистов, если вы пользуетесь проводным (стационарным) аппаратом, то к вашей линии можно подключиться через телефонный щит на лестничной клетке, через распределительную коробку дома (она обычно находится в подвале) или распределительный канал микрорайона.

Внезапные позвякивания телефонного аппарата, сбои при соединении с нужным абонентом, чужие разговоры и посторонние шумы, слышимые в трубке, - вот верные признаки того, что вашу линию "взломали". Проверить свои опасения можно, позвонив в бюро ремонта вашей АТС.

К несертифицированному радиотелефону подключиться легче

По сведениям Госкомсвязи России, около 80 процентов случаев телефонного "пиратства" происходит при подключении к радиолиниям беспроводных (бесшнуровых) телефонов. Как известно, радиотелефон состоит из двух частей: основного аппарата (базовой станции) и радиотрубки. Когда трубка снята с базовой станции, радиоканал оказывается открытым для подключения. Пока абонент разговаривает - радиоканал занят, но стоит ему закончить беседу и не положить трубку на станцию, свободный радиоканал легко обнаруживается.

Подключиться к самым первым моделям бесшнуровых телефонов очень просто. В тот момент, когда владелец телефона забыл положить трубку на станцию, фрикеры с помощью специальных устройств сканируют частоту, на которой работает аппарат, и настраивают свою радиотрубку на чужую "базу". На более современных аппаратах стоит индивидуальная система кодирования радиосигнала. При установлении связи радиотрубка посылает в эфир кодовый сигнал, который принимается базовой станцией. Таким образом, "база" опознает свою трубку. Если код трубки совпадает с кодом станции, телефонный звонок возможен. "Пиратам" уже удалось расшифровать, каким образом происходит обмен кодами в некоторых моделях телефонов. Они встраивают в свою радиотрубку сканирующую схему, которая непрерывно "слушает" эфир, и в то время, пока трубки чужих телефонов не лежат на "базе", перехватывает их коды и записывает их к себе в память. Как только мошенник хочет позвонить, его "усовершенствованная" трубка начинает передавать в эфир сохраненные в памяти коды и связываются со свободной в этот момент "базой". "База" принимает эту трубку за свою, и в результате "пират" пользуется чужим телефонным номером.

Специалисты утверждают, что, если у радиотелефона нет сертификата соответствия, мошенник может подключиться к вашей линии вне зависимости от того, лежит трубка на "базе" или нет. Дело в том, что в сертифицированном аппарате базовая станция и радиотрубка соединены одним радиоканалом. Настроить на сертифицированный телефон еще одну трубку в то время, пока канал занят, невозможно. В несертифицированных же аппаратах можно открыть любое количество каналов - в зависимости от количества радиотрубок, настраиваемых на "базу". То есть один радиоканал, по словам экспертов, всегда остается свободным. И получается, что даже если вы после окончания разговора положите трубку на "базу", у мошенников остается возможность подключиться со своей трубкой к той же базовой станции.

Приобретение телефона без сертификата чревато не только тем, что подключиться к нему легче. В соответствии со статьей 37 Закона "О связи" и пункта 52 "Правил оказания услуг телефонной связи" организация, предоставляющая вам услуги связи, имеет право оштрафовать вас за пользование несертифицированным аппаратом и отключить телефон.

Список сертифицированных телефонных аппаратов можно найти на узле связи по месту жительства. Проверить подлинность сертификата возможно, позвонив по телефону в официальную организацию, которая его выдала. (Название органа по сертификации, его адрес и телефон вы найдете на сертификате товара.)

Специалисты из Госкомсвязи также рекомендуют при покупке радиотелефона смотреть, на какой частоте он работает (частота указана в техническом паспорте аппарата). Самыми уязвимыми для "пиратов" считаются телефоны, работающие в 900-мегагерцевом диапазоне, так как они дают возможность в несколько раз увеличить дальность устойчивой связи между базовой станцией и радиотрубкой.

До недавнего времени определить, что к радиотелефону подключились, было невозможно. Выдавали фрикеров только счета за переговоры и утверждения о том, что до пострадавшего невозможно дозвониться. Сегодня на рынке появились радиотелефоны стандарта DECT с цифровым кодированием сигнала. В некоторых цифровых моделях есть специальная кнопка, загорающаяся в случае, если к вашему радиоканалу кто-то подключился. Помимо того, специалисты утверждают, что подключиться к цифровому телефону намного сложнее (код меняется каждый раз после того как поднимешь трубку). Правда, пока сертифицированные цифровые радиотелефоны стоят недешево: в среднем 200 - 700 у. е., в то время как средний ценовой диапазон обычных аппаратов 30 - 100 у. е.

Как защититься от "пиратов"

Существует несколько способов обезопасить себя от чужих переговоров за ваш счет. Причем подходят они владельцам как стационарных, так и бесшнуровых телефонов. Во-первых, вы можете отключить на своем аппарате "восьмерку". Для этого нужно написать заявление на АТС об отключении выхода на автоматическую международную или междугороднюю связь. Но этот способ подходит лишь тем, кто редко этой услугой пользуется или кому она вообще не нужна.

Во-вторых, вы вправе закодировать ваш телефонный номер: "восьмерка" будет работать только после того как вы наберете личный код. Однако такую услугу оказывают не на всех телефонных узлах, а лишь на АТС нового поколения.

В-третьих, защититься от подключения к вашей линии возможно с помощью специальных телефонных приставок - блокираторов. (В Госкомсвязи рекомендуют пользоваться сертифицированными устройствами типа "Барьер", "Грань", "Цикада", "Скан", "Квант", "Телефонный замок", "Залп".) Подобные защитные устройства, как правило, выпускают в виде стандартной телефонной розетки.

Материалы подготовила Елена Улицкая




Вернутся в раздел Юридические статьи