Юридические статьи

Инспектор Госпожнадзора денег теперь не берет



Кто не слышал о жалобах представителей малого бизнеса по поводу вымогательства со стороны пожарных инспекторов? С этой проблемой трудно было бороться, пока за отрядами пожаротушения оставались и надзорные функции. К тому же они оказывали населению платные услуги. Однако многие предприниматели не в курсе, что с начала текущего года в связи с административной реформой структура Госпожнадзора претерпела серьезные изменения. Теперь одна служба пожары тушит, а другая надзирает, чтобы «красный петух» не буйствовал беспредельно. И главное: состоящий на государевой службе инспектор вообще не имеет права выписывать каких-либо счетов и квитанций.

В цикле бесплатных семинаров «Административные барьеры и пути их преодоления», проводимом Союзом предпринимателей по рекомендации городской администрации, состоялась встреча представителей малого бизнеса с Александром Бондаром, начальником отдела надзора за пожарной безопасностью УГПН ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.

Он нарисовал схему, по которой должны строиться взаимоотношения коммерсантов с представителями надзорной организации.

— Все платные услуги, оказываемые органами Госпож-надзора, отменены, — подчеркнул Александр Бондар. — Прежде чем приступить к проверке, инспектор, а это федеральный чиновник, обязан предъявить письменное распоряжение на проведение контрольного мероприятия. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в течение двух — пяти лет. Причем за три дня о грядущей проверке предпринимателя должны уведомить. То есть ему дается время к приходу инспектора подготовиться, посмотреть, в порядке ли оборудование, документация.

Единственный документ, который должен оставить инспектор после плановой проверки, — предписание с указанием сроков устранения нарушений. Причем сроки согласовываются с теми, кто нарушения дол-жен исправлять. Если к общему мнению контролер и хозяин объекта не приходят, последний может обжаловать предлагаемые сроки устранения нарушений в судебном порядке. В то же время за невыполнение предписаний надзорного органа, по закону, можно наказывать многократно. До тех пор, пока все требования не будут выполнены.

Поводов для внеплановых, а значит внезапных, проверок тоже немного. Они могут происходить как по заявлению самого предпринимателя (когда, например, КУГИ требует от него справку-заключение о пожарной безопасности), так и по заявлению-жалобе других лиц. Допустим, когда расположенный на первом этаже магазин вызывает в плане пожарной безопасности беспокойство у соседей, живущих на втором.

Иногда после какого-либо ЧП, пожара проводятся профилактические мероприятия широко-масштабного характера. Проверяются целиком торговые зоны, рынки. Тогда представители Госпожнадзора предъявляют распоряжение о разрешении на проведение мероприятия на торговую зону в целом, но никаких предписаний по следам акции не оставляют. Вольные же заходы инспектора на объект, тем более в вечернее время, без предъявления распоряжения однозначно расцениваются как незаконные.

Самокритично признав, что на местах незаконные действия «частенько бывают», Александр Бондар настоятельно рекомендовал предпринимателям сообщать о неправомерных действиях должностных лиц или в районные отделы Госпожнадзора, или в городское управление, где по будням с 9.00 до 18.00 работает телефон доверия 118-25-05.

Основополагающий документ, которым должны руководствоваться представители малого бизнеса в своей практике, — «Правила пожарной безопасности в РФ» в редакции 2003 года. Кто берет помещение на правах субаренды, дол-жен изначально потребовать от арендодателя заключение Госпожнадзора, что конкретная площадь может быть использована под те или иные конкретные цели. На практике же получается так: при контрольной проверке собственники помещений, пользуясь правовой безграмотностью субарендаторов, всю вину на мелких частников и сваливают.

— Мы готовы отстаивать ваши интересы, — говорит Александр Бондар коммерсантам, — но дайте нам повод (читай: обратитесь с жалобой на своего хозяина. — Э. Б.) потребовать у арендодателя исполнения своих обязательств перед вами.

В то же время статистика пожаров, а число их из года в год растет, показывает, что до 30% торговых павильонов и киосков эксплуатируются с нарушениями противопожарных норм. Есть объекты, которые вообще не принимались районной межведомственной комиссией. Или же в составе этих комиссий не было инспекторов Госпожнадзора.

Причиной возгорания зданий нередко становится пожар в соседнем киоске или павильоне. Задним числом обнаруживается, что имело место незаконное и неправильное подключение по негласной договоренности с жилищниками (можно предположить, что на взаимовыгодных условиях). Или не соблюдался противопожарный разрыв. Так называется безопасно-допустимое расстояние между торговой точкой и зданием, к которому оно подключается.

Эмма Беленкова




Вернутся в раздел Юридические статьи