Юридические статьи

Региональным брокерам придется уйти с рынка



С 1 января количество таможенных брокеров в Россия может уменьшиться более чем вдвое. К этому, по мнению экспертов, приведет вступление в силу нового Таможенного кодекса.

Дело в том, что, согласно статье 339 нового кодекса, таможенный брокер должен внести на депозит в ГТК 50 млн рублей для обеспечения своих платежей. В качестве альтернативного варианта обеспечения брокер может предоставить договор поручительства, банковскую гарантию либо договор страхования на ту же сумму. Напомним, что сегодня сумма обеспечения составляет 2,5 тыс. МРОТ - 250 тыс. рублей.

Вносить на депозит ГТК 50 млн рублей никто из опрошенных нами брокеров не собирается. "Фактически это значит вывести из оборота и заморозить на срок всей нашей деятельности два миллиона долларов. Вряд ли кому-то из таможенных операторов захочется это делать, - говорит генеральный директор компании «Национальный таможенный брокер» Игорь Меркулов. - Для нас предпочтительнее воспользоваться банковской гарантией - этот банковский инструмент стоит от четырех до шести процентов, то есть, вместо двух миллионов долларов мы заплатим только семьдесят-сто тысяч". Другой способ, позволяющий не выплачивать 50 млн рублей, - поручительства Совета ветеранов таможенной службы (СВТС) или Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). Стоимость такой схемы, по приблизительным данным, составит 50-60 тыс. долларов, включая обязательное членство в ассоциации стоимостью около 5 тыс. долларов.

Как полагают эксперты, подобные схемы участия в брокерской деятельности сможет позволить себе не более половины брокеров. Напомним, что на конец сентября лицензию брокера имела 541 компания. "Выживут наиболее крупные, ответственные брокеры, а все мелкие серые брокерские компании уйдут с рынка либо будут участвовать в брокерской деятельности без лицензии - в качестве консультантов, что, конечно, поубавит у них клиентов. Вместе с серыми брокерами, однако, с рынка уйдет и большинство региональных брокеров. Окупить такие затраты в регионах, где товаропоток меньше, им просто не удастся", - полагает Игорь Меркулов. С ним согласен начальник правового отдела архангельской брокерской компании "Беломортранс" Михаил Сисин, который сообщил нам, что его компания временно не будет включена в реестр таможенных брокеров: "Даже пятьдесят тысяч долларов за участие в схеме - сумма для нас неподъемная. А ведь мы работаем на рынке с 1992 года и хорошо себя зарекомендовали. Единственное, что может нас спасти и удержать на плаву, - это участие в страховой схеме, где поручительство за брокерскую компанию будет стоить примерно двадцать пять тысяч долларов". Однако раньше II квартала 2004 года этой схемой нельзя будет воспользоваться, поскольку, как признались в пресс-службе ГТК, "порядок работы со страховыми компаниями не разработан до конца".

Пока же таможенные аналитики предсказывают, что с 1 января будущего года услуги брокеров подорожают.

Екатерина Шохина




Вернутся в раздел Юридические статьи