Смена контролеров непищевого спирта может отрицательно сказаться на работе промышленных предприятий
Правительство Ленобласти усиливает контроль за производством продукции, содержащей непищевой этиловый спирт, -- теперь надзором за ее распространением займется комитет, который ранее курировал рынок алкогольных напитков.
Он должен перекрыть доступ на потребительский рынок так называемым "жидкостям для обезжиривания поверхности", которую нередко употребляют как алкоголь.
В среде специалистов считают, что смена кураторов может отрицательно сказаться на работе промышленных предприятий и фабрик, потребляющих непищевой спирт в лабораторных целях.
Постановлением правительства Ленинградской области №13 от 5 февраля 2003 года функции по квотированию продукции, содержащей непищевой спирт, были переданы Комитету государственного контроля за ценообразованием и оборотом алкогольной, табачной, иной подакцизной продукции правительства Ленинградской области. Ранее распределением выделенных квот между потребителями и организацией на территории области контроля за использованием выделенных квот занимался Комитет промышленности Ленобласти.
Пострадают промышленники
Сотрудник Комитета промышленности правительства Ленобласти, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что ранее они, как орган квотирования, не имели права контролировать оборот: например, потребовать у предприятия документацию. В случаях обнаружения каких-либо нарушений они могли лишь приостановить действие квоты. Теперь комитет по контролю за оборотом алкогольной продукции может сразу приостановить лицензию компании -- производителя продукции, содержащей неэтиловый спирт.
В Комитете промышленности полагают, что с функциональной точки зрения возложение распределительных функций непищевого спирта на комитет, занимающийся алкогольной продукцией, выглядит странно. Однако областная администрация решила, что технические возможности контроля в этой сфере важнее. Сегодня потребители непищевого этилового спирта делятся на две группы: крупные заводы и фабрики, которым он необходим для лабораторных целей, и те предприятия, которые производят спиртосодержащую продукцию. Вторая группа потребляет до 90% этой продукции, и именно за их оборотом и призван следить Комитет по обороту алкогольной продукции.
Однако, по словам сотрудника Комитета промышленности Ленобласти, от смены квотирующего органа пострадает в большей степени именно первая группа -- крупные промышленные предприятия, которым непищевой спирт необходим для работы оборудования основного производства. "Например, машиностроительному заводу может быть необходимо всего 10 литров спирта в год. Но, если им не дать этого количества, огромное предприятие может остановиться. Мы всегда полностью удовлетворяли их небольшие потребности. "Алкогольный" комитет может не разобраться в этой специфике или разбираться слишком долго, для чего им спирт нужен", -- полагают в Комитете промышленности.
На прилавки!
По словам Андрея Орлова, председателя Комитета государственного контроля за ценообразованием и оборотом алкогольной, табачной, иной подакцизной продукции правительства Ленинградской области, Комитет промышленности не может в дальнейшем выполнять эти обязанности, поскольку не имеет контролирующих функций. "Сегодня ни для кого не секрет, что непищевой спирт в конечном итоге попадает на прилавки и зачастую используется как алкогольная продукция.
Например, чистящие средства "Льдинка" и "Снежинка" компании "Биопром". Это продукция дешевая, неподакцизная, и многие ее потребляют. Но надо понимать, что это непищевой спирт и последствия для здоровья -- пагубные, они могут проявляться впоследствии", -- рассказывает Андрей Орлов.
По его данным, квоты по непищевому этиловому спирту в Ленобласти очень большие: около 2 млн дал в год, и соизмеримы с пищевым спиртом, квоты по которому составляли в прошлом году по области около 3 млн дал.
Петербургский путь
В Петербурге проблемы распределения полномочий нет: все функции контроля за спиртосодержащей продукцией сосредоточены в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Распределением квот занимается отдел государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и табачной продукции.
Система распределения квот
Сегодня распределение непищевого этилового спирта находится под контролем Правительства РФ. Каждый субъект Федерации собирает с предприятий на своей территории заявки на приобретение спирта (у этих предприятий должны быть соответствующие лицензии), которые направляются в Минэкономразвития. Министерство соотносит объемы производства спирта с поступившими заявками и выделяет квоту на каждый субъект Федерации.
Орган по квотированию в каждом субъекте распределяет квоты между предприятиями в соответствии с заявками, а затем обязывает поставщиков продукции заключать договоры с этими предприятиями.
Дарья Рыжкова