Юридические статьи

Валентина Иванова: "Конкуренция и качество - слагаемые успеха образования" Взгляд депутата Госдумы на перспективы модернизации российской образовательной сферы.



Национальный образовательный проект многие эксперты нарекли "реформой социальной надежды". От его реализации во многом зависят работа, карьера, будущее почти шестидесяти миллионов соотечественников. Можно представить, какую ответственность взвалили на себя идеологи и разработчики этой системной модернизации, вызывающей противоречивые мнения, острую полемику и дискуссию в образовательном сообществе России.

Наш сегодняшний собеседник - заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы В.Н. Иванова.

- Валентина Николаевна, уходящий 2005 год выдался для вас весьма знаменательным: вы стали лауреатом правительственной премии в области образования и кавалером медали ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Признаемся, не так уж часто представители образовательного сообщества удостаиваются подобных наград и званий. От души поздравляем вас.

- Большое спасибо. Буду откровенна, для меня это стало приятной неожиданностью. В то же время расцениваю это как большой аванс на будущее. Слишком велика цена реформы образования, и допустить в ней необоснованные просчеты и ошибки - значит не оправдать доверия коллег и их, не побоюсь этих слов, выстраданных ожиданий.

- Коль мы заговорили о "цене вопроса", не могли бы вы рассказать об особенностях бюджета образования в 2006 году?

- Он составит 201,4 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2005 году - 154,7 миллиарда. Рост более чем на 30 процентов.

Впервые предусмотрены расходы на содержание вновь вводящихся школ, общежитий, детсадов, на социальную помощь детям-сиротам, на обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими пособиями.

На реализацию четырех национальных проектов - "Здоровье", "Образование", "Жилье", "Сельское хозяйство" - из федерального бюджета выделено около 138 миллиардов рублей, а с учетом средств внебюджетных фондов и предоставляемых госгарантий - около 180 миллиардов. Принципиально замечу: эти ассигнования не заменят, а дополнят плановое финансирование соответствующих отраслей.

С запуском образовательного проекта нам одновременно придется решать две проблемы: первая - создать условия для добросовестной конкуренции в этой сфере и вторая - жестко контролировать качество образовательных услуг. Отсюда и утвержденные приоритеты финансирования нашей отрасли: 9 миллиардов рублей - на инвестиции в качество, 3 - на формирование сети национальных университетов, 1,5 - на информатизацию, 0,2 - на поддержку талантливой молодежи и т. д.

- А какие изменения ждут работников образования в оплате труда?

- Президентом поставлена четкая задача: в течение ближайших трех лет увеличить зарплату учителей минимум в 1,5 раза в реальном исчислении, то есть с корректировкой на инфляцию. Это тот минимум, который берется обеспечить Минобрнауки. Но так как сейчас школы находятся в ведении регионов, то в самодостаточных субъектах РФ, как Москва, Санкт-Петербург и другие, зарплата за счет местных надбавок может потянуть на значительно большие суммы.

Очень важно, чтобы в школу приходили молодые учителя. В этих целях установлена особая ежемесячная надбавка за классное руководство. Сейчас классные руководители получают от 10 до 25 процентов от основной оплаты труда, что составляет от 500 до 900 рублей. Эта сумма будет увеличена дополнительно на тысячу рублей.

И все-таки главным в развитии современной социальной системы образования является переход к отраслевой системе учительской зарплаты, когда она напрямую не будет зависеть от пресловутого количества проведенных уроков. Это означает уход от единой тарифной сетки, типичной для всей бюджетной системы. Вместо 14 ныне существующих учительских разрядов предполагается оставить 3-4 базовые ставки с учетом стажа и "классности" педагога. Причем уровень знаний учителя будет подтверждаться на переподготовке не реже одного раза в три года. С 2006 года систему отраслевой оплаты труда и нормативного финансирования школ (когда бюджетные деньги будут следовать за конкретным учеником школы) апробируют минимум полтора десятка регионов, а с 2007 года эксперимент пойдет по всей стране.

На эти цели в бюджете РФ на будущий год предусмотрено средств на 32,6 процента больше, чем в 2005 году.

Все эти нововведения мы постараемся ввести в социальный статус педагога, над которым сейчас активно работает наш профильный комитет Госдумы и общественный Совет в поддержку образования.

- Когда начнутся дополнительные выплаты?

- Как прозвучало 29 ноября т. г. на первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов под председательством президента В.В. Путина, уже в начале февраля 2006 года классные руководители в школах получат деньги за январь.

Кроме того, с 1 января будущего года на 50 процентов вырастет стипендия учащихся учреждений начального образования, которая составит 210 рублей, в 1,5 раза она подрастет для аспирантов и докторантов - до 2 и 3 тысяч рублей соответственно, а ее размер для малообеспеченных студентов, которые хорошо учатся, определен в сумме 1500 рублей.

С 1 мая 2006 года запланирована индексация зарплаты педагогов первого разряда на 37,5 процента, а с 1 ноября надбавка за ученую степень (не считая оклада) для кандидатов наук вырастет до 3000 рублей, для докторов наук - до 7000 рублей.

- Валентина Николаевна, нам известно, что Петергоф стал наукоградом, за что вы совместно с руководством Санкт-Петербурга и Госуниверситета северной столицы буквально бились не один год.

- Что верно, то верно. Постановлением Правительства РФ от 23 июля т. г. Петергофу был присвоен статус наукограда . Кстати, это первый подобный объект на северо-западе страны и всего лишь седьмой в России. Наблюдательный совет по созданию наукограда возглавила питерский губернатор В.И. Матвиенко. Из федерального бюджета уже выделено 84 миллиона рублей, которые направлены исключительно на развитие научно-инновационной структуры проекта. В общем, 15 тысяч студентов и преподавателей Петергофа получили прекрасную перспективу для новых достижений и открытий, разработки прикладных и научных технологий по продвижению отечественной экономики.

- С 2010 года Россия переходит на европейские стандарты подготовки специалистов, к чему обязывает подписание Болонской конвенции. Не приведет ли это к разрушению отечественной классической системы высшего профессионального образования?

- Мне уже неоднократно доводилось отвечать на этот вопрос. Проблема интеграции российской и европейской систем образования не решается одним росчерком пера. Никто директивно не принуждает российскую высшую школу переходить автоматически на двухуровневую систему высшего образования: бакалавр - магистр.

Наши обсуждения, споры с руководителями вузов, профессорско-преподавательским активом, бизнес-сообществом привели все заинтересованные стороны к твердому решению: инженерное, техническое образование, проекты, связанные с фундаментальными исследованиями технического, естественно-научного профиля, должны остаться в рамках традиционных циклов обучения, так называемой монограммы. Перечень специальностей данной образовательной программы будет формировать правительство РФ с учетом реального баланса перспективной потребности рынка труда данной категории специалистов. Ведь неспроста даже американцы - законодатели жесткой системы "бакалавр - магистр" все чаще обращаются к опыту российской инженерной школы. Так зачем же ее разрушать?

На мой взгляд, Болонский процесс прежде всего способствует конструктивному диалогу участников мирового образовательного сообщества к совместному поиску инновационных, инвестиционных, научных путей развития образования. Однако сегодня какой-либо единой образовательной модели нет. Государства, вступившие в "болонский процесс", проводят структурные изменения с учетом как европейских, мировых, так и собственных традиций.

Так же должны поступить и мы: не слепо копировать чьи-то подходы, а идти в ногу с передовыми традициями в сфере образования, исходя из здравого смысла и сохраняя проверенные историей и временем опыт и достижения отечественной школы, по-прежнему являющейся лучшей в мире.

- В образовательном сообществе вас знают и как последовательного идеолога профилактики наркомании в молодежной среде. Не кажется ли вам, что настало время более решительного наступления на наркомафию?

- Вы абсолютно правы. Страну захлестнула волна наркомании. Как прозвучало 14 декабря т. г. на II Всероссийском совещании работников высшей школы и представителей общественных организаций в МГТУ им. Н.Э. Баумана, "это прямой вызов обществу, смертельная угроза государству". По официальным данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, численность наркоманов в России зашкалила за 6 миллионов человек, годовой объем нелегального рынка наркотиков составляет 250 миллиардов рублей, только с начала 2005 г. изъято свыше 50 тонн героина афганского происхождения.

Особенно угрожающие масштабы приобрела наркомания в образовательной среде. За последние пять лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло почти в 8 раз. Нижний порог, когда подросток впервые потянулся к сигарете с "травкой", снизился до 9 лет. Число смертных случаев от употребления наркотиков с 1995 года увеличилось среди детей в 42 раза. Достаточно сказать, что по самым скромным подсчетам ежегодно в России умирает от наркотиков более 70 тысяч молодых людей, при этом средняя жизнь наркомана сократилась до 5 лет. Между тем число наркоманов продолжает неукоснительно возрастать пропорционально росту криминального оборота наркотиков.

Поэтому борьба с наркоманией - это проблема активизации духовного и интеллектуального потенциала России. И в образовательном сообществе это начинают понимать. Прошедшие всероссийские совещания работников высшей школы и представителей общественности, парламентские слушания, "Правительственный час" в Госдуме, открытие Всероссийских школ профилактики наркомании в Москве и Санкт-Петербурге и другие мероприятия позволяют надеяться на повышение эффективности профилактики этого смертоносного зла. Ибо в тотальной войне с наркоманией малейшее промедление может иметь трагические, непоправимые последствия...

Отрадно, что тревожный голос общественности был услышан. 14 декабря Государственная дума во втором чтении приняла поправку в Уголовный кодекс, отменяющую "средние разовые дозы наркотиков" . За период их действия с мая 2004 года эксперты зафиксировали стремительный рост передозировок зельем более чем на 50 процентов. И вот теперь нанесен первый по-настоящему ощутимый удар по наркоторговле.

- Валентина Николаевна, что бы вы хотели пожелать образовательному сообществу, нашим читателям в 2006 году?

- Терпения, удачи, здоровья и веры. И тогда у нас все получится.

Уважаемые товарищи, друзья!

От всей души поздравляю вас с наступающим 2006 годом!

Новый год - один из самых светлых и радостных праздников в нашей стране. Все мы, дети и взрослые, надеемся на то, что новый год принесет исполнение желаний, превратит наши мечты в реальность, поможет осуществить самые смелые замыслы и планы.

Убеждена, что глубокая вера наших граждан в торжество добра, в силу и могущество нашего Отечества, уважение и дружеская поддержка, взаимопонимание и любовь дадут нам силы и энергию для решения стоящих задач.

В свою очередь, я, как ваш депутат и член фракции "Единая Россия", постараюсь вместе со своими коллегами законодательно обеспечить поступательное экономическое и общественное развитие страны. В 2005 году впервые удалось утвердить федеральный бюджет, в котором образование, здравоохранение, социальная защита населения получают значительные финансовые средства. Они позволят коренным образом изменить положение дел. Каждый из нас почувствует эти позитивные перемены.

Желаю вам крепкого здоровья, счастья, успехов и благополучия!

С уважением, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке, д. э. н., профессор В. Н. Иванова

Записал Михаил Владимиров




Вернутся в раздел Юридические статьи