Юридические статьи

Битва за российское гражданство Ее ведут сегодня сотни наших земляков.



Сколько лет мы жили - о гражданстве своем не тужили. Здесь родились, здесь живем и, скорее всего, здесь и дни свои закончим. Что ж тут думать, какой страны мы граждане. Ясно какой, двух мнений быть не может. И вдруг началось: великая страна распалась, появились границы там, где их сроду не было.

А вместе с ними бесконечное количество самых невероятных ситуаций с гражданством. А тут - замена паспортов и перспектива неожиданно оказаться "человеком без родины". С 1 июля вступает в силу новый "Закон о гражданстве" со всеми прелестями: цензом оседлости, экзаменом по языку и прочим. Ситуация явно попахивает новым очагом социальной напряженности и требует квалифицированного "разруливания". Поговорить об этих проблемах я предложил исполняющей обязанности начальника отдела по вопросам гражданства РФ управления паспортно-визовой службы Н. И. НОВОСЕЛЬЦЕВОЙ.

- А в чем, собственно, проблема, Нина Ивановна? На каждой доске объявлений обязательно найдется хоть одно совсем коротенькое: "Гражданство. Телефон..." Плати деньги - и будешь гражданином!

- Вы не совсем правильно понимаете смысл этих объявлений. Мы проверяли все скрывающиеся за ними фирмы, изучали их уставные документы. Речь идет всего лишь о предоставлении комплекса юридических услуг по вопросам гражданства. Причем, как выясняется, услуги эти очень низкого качества. Несмотря на то, что цены на них просто запредельные. О том, что кто-то в Петербурге за деньги предоставляет гражданство, у нас сведений нет. Но если кому-то подобное предложат, хочу предупредить: такая "услуга" абсолютно незаконна и может иметь самые печальные последствия.

- Не сомневайтесь - я, так же, как и вы, всецело на стороне закона. Но хочу заметить, что стремящиеся получить гражданство ищут "левые" пути зачастую лишь потому, что этот самый закон загнал их в угол, поставив в безвыходное положение. Пройдите по районным ОВИРам, поговорите с людьми, томящимися в очередях и отсылаемыми из кабинета в кабинет.

- Ситуация в городе мне прекрасно известна. За прошлый год нами было принято к рассмотрению 12 тысяч материалов, рассмотрено 11.850. Приемы ведутся в 38 территориальных подразделениях, в каждой паспортной службе для этого выделен один сотрудник. Но только в пяти районах эти сотрудники занимаются "чисто" гражданством, остальные совмещают это с другими обязанностями. С утра человек принимает посетителей, к примеру, по оформлению загранпаспортов, после обеда - по гражданству. Обработка материалов, как правило, ведется в нерабочее время. Из районов материалы поступают к нам в отдел. Здесь сегодня 6 сотрудников, на рассмотрении у них находятся 5054 материала. Но ведь, кроме этого, есть у нас и приемные часы - для дел сложных, запутанных, не разрешаемых на уровне района. Вчера на приеме - а ведут его три сотрудника - были около 200 человек, из них мы смогли принять всего 50. Нагрузки гигантские, мы об этом говорили многократно на всех уровнях, но вместо помощи нам еще одну штатную единицу сократили.

- Из-за чего же все-таки так обострились проблемы, связанные с гражданством?

- Надо признать, что законодательство по гражданству, с которым мы сегодня имеем дело довольно сложное. С 6 февраля 1992 года, когда был принят соответствующий закон, он оброс множеством ведомственных дополнений, уточнений, разъяснений. Разобраться в этом может только специалист, да и то не каждый, а занимающийся этими вопросами постоянно.

Вот, к примеру, с 10 апреля этого года порядок получения гражданства снова изменен. Теперь любой человек, прибывший в Россию после 6 февраля 1992 года, независимо от того, есть ли у него регистрация или нет, сначала должен оформить вид на жительство. Таковой бывает двух видов - для иностранных граждан и для лиц без гражданства. Первый полагается гражданам бывших советских республик, второй - не получившим там гражданство, но имеющим паспорта бывшего СССР. Смысл в этом очень глубокий - идет подготовка к введению в действие недавно принятого "Закона о гражданстве". 31 декабря 2003 года истекает срок действия паспортов образца 1974 года. За этот период должна быть достигнута полная ясность - граждане России получат паспорта нового образца, остальные, пребывающие в стране на законном основании, - вид на жительство. Эти жесткие условия и заставили многих людей забеспокоиться: они поняли, что 1 января 2004 года могут оказаться просто вне закона.

- Это касается, наверное, в основном вновь прибывших в Россию?

- Отнюдь нет. Человек в силу разных причин мог на 6 февраля 1992 года не иметь регистрации по постоянному месту жительства. Скажем, был временно зарегистрирован в другом месте или отбывал наказание по решению суда. Потом он вернулся, зарегистрировался, устроился на работу или учебу, жил спокойно. А когда подал документы на замену паспорта, ему в этом отказывают. Необходима процедура подтверждения гражданства России.

- И что же это за процедура?

- Вообще говорить нельзя - надо рассматривать каждый случай отдельно. Если речь идет просто о длительном перерыве в регистрации, то требуется простое волеизъявление человека на получение российского гражданства. Необходимо заполнить заявление установленного образца, а также предъявить документы, подтверждающие постоянное проживание на территории России.

Это могут быть трудовые книжки, медицинские карты, дипломы об окончании учебных заведений. Используется свидетельская база. Что касается студентов, временно выбывших за пределы России для учебы и возвратившихся, а также лиц, выбывавших по трудовым соглашениям, и членов семей военнослужащих, выезжавших с ними к месту прохождения службы, с ними еще проще. 17 июня 1993 года вышло постановление Верховного Совета РСФСР, которое освобождает их от дополнительных процедур по подтверждению гражданства.

- Вы не поверите, но мне недавно позвонил читатель, который с территории России вообще никуда не выезжал, просто на 6 февраля 1992 года учился в другом городе и был временно прописан в общежитии. Теперь ему заявили, что гражданином России он не является.

- Это какое-то недоразумение. С этой категорией лиц вообще проблем быть не должно. Человек документально подтверждает, что он как до, так и после учебы продлевал в России, и этого вполне достаточно для получения гражданства. Но проблем не будет даже у многих из тех, кто за пределы России выезжал. К ним относятся, к примеру, родившиеся здесь до 6 февраля 1992 года, до этой даты выехавшие на постоянное место жительства в другую страну (или бывшую советскую республику, ставшую потом другой страной) и после нее возвратившиеся. Но это лишь при условии, что иного гражданства они не имеют. Другое дело, что многие сознательно своей возможностью получения российского гражданства годами не пользовались.

- Наверное, боялись каких-то обязанностей, которые оно налагает?

- Ясно, чего они боялись - призыва на воинскую службу. В течение года после 6 февраля 1992-го у каждого из нас было право отказаться от российского гражданства. В нашем регионе воспользовались этим правом 38 человек. И множество - из вышеуказанного контингента временно выехавших и возвратившихся. Они просто "отсиделись", дождавшись, когда пройдет призывной возраст, и теперь - вот в этих толпах, осаждающих паспортные службы.

- Интересно, а какие еще "преимущества" дает отсутствие гражданства?

- Кроме освобождения от призыва в армию, человек, имеющий вид на жительство, лица без гражданства лишаются права избирать и быть избранными. Что касается приема на работу, то на него распространяются все те же законы, что и на граждан России. То же самое относится и к пенсионному и медицинскому обеспечению. До недавнего времени сохранялась возможность получать пенсию даже без вида на жительство. Люди пенсионного возраста тысячами приезжали из бывших советских республик, регистрировались на жилплощади у родственников и знакомых, оформляли себе пенсии и благополучно отбывали обратно за границу. С 2000 года это стало невозможно - требуется сначала получить вид на жительство. Можете назвать это дискриминацией, но я думаю, что данная мера справедлива по отношению к нашим пенсионерам, которые порой едва сводят концы с концами и вынуждены "делиться" со своими заграничными "друзьями по несчастью".

- Но в последнее время возник еще один "дискриминационный" пункт. Оказывается, при приеме детей в школу теперь требуется вкладыш о гражданстве.

- Думаю, что это требование оправдано. Конституция России гарантирует бесплатное образование только для российских граждан. Остальные категории лиц могут воспользоваться платной формой обучения.

- Но для получения этого вкладыша необходимо подтверждение гражданства обоих родителей. И сразу же возникло множество проблем...

- Что ж, согласна, ситуация сложная. Но мы, как саперы, ошибаться не имеем права. Сегодня мальчику ошибочно выдают вкладыш или паспорт нового образца, он благополучно заканчивает школу, а когда подходит призывной возраст, вдруг "вспоминает", что он, оказывается, вовсе не гражданин России. Вынимает второй паспорт, который получил по гражданству одного из родителей, и идет с ним по всем инстанциям. Поэтому тщательная проверка при решении вопроса о гражданстве ребенка просто необходима. И в законе все критерии подробно прописаны. Если оба родителя на момент рождения ребенка имели российское гражданство, то он тоже будет его иметь независимо от места и времени рождения. Родители, к примеру, выезжают в США, ребенок рождается там, получает американский паспорт, потом возвращается сюда и рассчитывает избежать воинской службы. Но, по нашим законам, он является российским гражданином со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Договора о двойном гражданстве у нас с Соединенными Штатами нет и не предвидится - сегодня он есть только с Туркменией и Таджикистаном. Человек, получивший двойное гражданство, может отслужить в армии одной из стран, гражданином которой является, и в другой его уже не призовут.

- Есть, однако, случаи, когда брак расторгнут, ребенок воспитывается одним из родителей, связь с другим утрачена, и получить сведения о его гражданстве не представляется возможным.

- На этот случай есть инструктивное письмо МВД, которое предусматривает использование декларации. То есть нотариально заверенного заявления одного из родителей о том, что брак расторгнут, а местонахождение второго родителя установить невозможно. Если же брак не расторгнут, а второй родитель - иностранный гражданин - бесследно исчез, тогда необходима уже судебная процедура признания его безвестно отсутствующим, либо лишение его родительских прав.

- Таким образом, если вас послушать, любая ситуация укладывается в рамки закона. Почему же тогда люди месяцами обивают пороги паспортных столов - это что, все те, чьи требования просто незаконны? А может быть, у вас на местах просто не очень компетентные люди сидят?

- К сожалению, это возможно. У нас очень большая текучесть кадров. Из числа сотрудников, работающих по линии гражданства, 60% работают менее одного года. За это время даже терминологии толком не выучиться. А обучиться всем тонкостям законодательства просто невозможно.

- Можете ли вы назвать хоть одну юридическую фирму, которая могла бы дать квалифицированную консультацию по этим вопросам?

- К сожалению, нет. В полном объеме знанием законодательства о гражданстве владеем только мы. Мы готовы организовать большой консультационный центр, чтобы ликвидировать этот очаг социальной напряженности, но нас, к сожалению, не понимают... С 1 июля вступит в силу новый "Закон о гражданстве". Он ликвидировал многие пробелы старого и максимально приближен к аналогичным европейским. Будет уже немного полегче. Но теория практику все равно не заменит.

Беседу вел Михаил Рутман




Вернутся в раздел Юридические статьи