Уходящий год оказался успешным для петербургских банков, работающих на розничном рынке. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, большинство смогло не только удержать позиции, но и расширить свой бизнес как за счет новых клиентов, так и через развитие новых направлений
Осторожный оптимизм
`Эпохальных` событий, способных повлиять на стабильное развитие банковской розницы, можно выделить два. Во-первых, в 2005 году фактически завершилось формирование системы страхования вкладов. Во-вторых, с 1 июля вступил в силу Закон о кредитных бюро . По мнению ряда экспертов, этот документ даже несколько запоздал, учитывая, что бурное развитие кредитной розницы началось, как минимум, два года назад.
Говорить о революционных переменах в банковском секторе пока не приходится, что, впрочем, неудивительно: в финансовом мире больше ценят спокойствие и умеренный консерватизм, а резкие колебания здесь скорее признак нездоровья.
Говорить об эффекте, который произвело появление кредитных бюро, пока рановато. Хотя закон работает уже полгода, процесс первоначального накопления информации и клиентуры первыми бюро все еще продолжается, и в целом рынок займов функционирует без каких-либо видимых перемен. То и дело появляющиеся слухи о скором кризисе невозвратов в счет брать не будем.
Что касается системы страхования, то определенный позитивный эффект она, судя по всему, уже принесла. По словам президента Ассоциации банков Северо-Запада В. Джиковича, в последние годы объем вкладов в банках СЗФО ежегодно увеличивается на 30-40%. При этом, как следует из проведенного в феврале-марте 2005 года Центром социального прогнозирования исследования, наибольшее доверие граждане испытывают к Сберегательному банку.
На втором месте - российские частные банки, на третьем - другие государственные банки (к этой группе относится, прежде всего, Внешторгбанк), наконец, последними идут иностранные банки, расположенные за границей, и филиалы зарубежных банков в нашей стране.
Банкам можно доверять?
Это же исследование показало, что отношение большинства жителей нашей страны к банкам после принятия Закона о страховании вкладов начало меняться, но процесс этот идет очень медленно. Согласно результатам опроса (в нем участвовали граждане старше 18 лет с месячным доходом, не превышающим 100 тыс. руб.) больше половины - 61,8% россиян рассматривают себя в качестве вкладчиков банков, но при этом тех, кто реально пользуется банковскими услугами, хранит сбережения на депозитах, почти вдвое меньше - 32%.
Средний размер вклада в московских банках, как выяснили социологи, - 53,3 тыс. руб., в Петербурге - 48,1 тыс. руб., в большинстве российских регионов - от 17,2 тыс. руб. до 21,4 тыс. руб.
В том, что степень финансовой грамотности напрямую зависит от уровня доходов, лишний раз убеждают следующие цифры: наибольшее доверие к банкам испытывают люди с относительно высокими и высокими доходами. Таковых среди соответствующих групп вкладчиков 33,3% и 50%.
Надо отметить, что к людям с относительно высокими доходами в рамках исследования были отнесены те, у кого ежемесячный доход на одного члена семьи составляет 10-15 тыс. руб., с высокими доходами - те, достаток которых достигает 15-30 тыс. руб. ежемесячно на члена семьи. Таковых среди участников исследования оказалось немного: 2% и 1% соответственно.
Примечательно также, что 24% участников исследования не верят, что при неблагоприятном развитии ситуации застрахованный вклад удастся вернуть. Недоверчивые граждане есть во всех группах вкладчиков - от низкодоходной до высокодоходной. По мнению авторов исследования, все это дает основания сделать вывод о сохраняющемся по сей день низком доверии большинства россиян к банковской системе.
На другом полюсе от данной группы находятся 9% вкладчиков, которые имеют вклады в двух и более банках.
Клиент взрослеет
Чего банкиры совершенно не ждут от клиентов, так это паники при появлении первых дурных предчувствий. Еще в апреле управляющий петербургским филиалом `Газпромбанка` Андрей Хоробров, комментируя отношение среднестатистических граждан к банковским услугам, отмечал: `Я не могу сказать, что финансовые кризисы последних десяти лет как-то серьезно изменили людей. Просто у нас большая часть населения вообще не пользовалась услугами финансистов и, соответственно, наблюдала за банковскими кризисами со стороны, по телевизору`.
А управляющий петербургским филиалом банка `Союз` Виктор Ожегов уверен, что за последние годы среднестатистические клиенты банков стали заметно грамотнее и куда меньше, чем прежде, склонны действовать необдуманно. Даже колебания курсов основных валют, которые в течение года не раз комментировали в паническом тоне, не привели к судорожному перетеканию вкладов из одной валюты в другую.
К VIP - особое отношение
Есть еще одна новейшая тенденция, о которой нельзя не упомянуть. За последнее время многие банки и финансовые компании начали уделять повышенное внимание VIP-сегменту рынка. К примеру, представители банка `УРАЛСИБ`, заявившие в начале ноября о намерении значительно расширить свое присутствие на Северо-Западе, в качестве одной из основных задач назвали увеличение `особо важной` клиентской базы в десять раз за ближайшие два года.
Интерес финансистов понятен. Работа на VIP-аудиторию не требует масштабных прямых затрат, которые нужны и для рекламных кампаний с роликами на всех телеканалах и плакатами на каждом шагу, и для открытия сотен представительств `от Москвы до самых до окраин`.
При этом, как сообщил руководитель Санкт-Петербургской территориальной дирекции `УРАЛСИБа` Дмитрий Яковлев, на 100 юридических лиц - `особо важных` клиентов банка приходится 50% всех операций, а на 200 частных VIP-клиентов (менее 1% лиц, обслуживаемых банком) - 10% операций. И, разумеется, ни один банк не заявил о сворачивании программ для среднего вкладчика. Финансисты явно смирились с тем, что борьба за доверие массового клиента будет долгой, но ожидаемый результат окупит затраты.
Владимир Хозиков