Закат прошлой недели, в целом скупой на события, озарился вспышкой мысли ведущих умов Петербурга. За "круглым столом" специалисты по транспорту, градостроительству и землекопательству решали, что делать с растущей автомобилезацией.
Новых идей не появилось, кроме одной-другой, скопированных с Запада. Например, организовать полосы с запретом движения для автомобилей, в которых сидит один человек или меньше (например, если это вовсе даже не человек, а "козел", как любят называть друг друга водители). Для реализации этой идеи придется разработать и утвердить новый дорожный знак - например, зачеркнутый человечек с одиночеством в глазах.
Из ноу-хау это все. Зато наконец-то начали реализовываться старые меры, предложенные Дирекцией по организации дорожного движения в комплексной программе, разработанной аж 2 года назад. На это город выделил 90 миллионов рублей в 2005 году. Деньги уйдут на два глобальных проекта - перехватывающие парковки и полосы "только для белых". Под белыми подразумеваются автобусы, троллейбусы, маршрутки, но никак не индивидуальные автомобили, независимо от их цвета.
Не подумайте, однако, что въезд в центр запретят уже сейчас. В 2005 году будет лишь разработана схема перехватывающих парковок, а строить их станет не город, а бизнес, когда он и Александр Дацюк (председатель комитета по транспорту Смольного) заинтересуются следующим предложением Андрея Погребняка (директор Дирекции по организации дорожного движения) - стоить стоянка на такой парковке должна примерно 50 рублей в день. За эти деньги сдавшему автомобиль обещают не только не увозить его на штрафную стоянку, но еще дадут дневной проездной билет на все виды общественного транспорта в пределах зоны, куда ему въезжать запрещено (часть исторического центра).
Еще в результате изнуряющих статистических наблюдений сделан расчет по Невскому проспекту - на его первой полосе постоянно стоит от 800 до 1500 автомобилей, а если запретить там стоянку, а заодно и остановку, всего за один час по той же полосе будет проноситься 1200 автомашин. На Невский, однако, руку пока не подняли.
Первая полоса "только для белых" появится уже в 2005 году - на Суворовском проспекте, чуть позже - на Наличной улице. Это два пилотных проекта, по которым будут судить об эффективности реформы, и если все "чики-чики", опыт распространят. Только на Суворовский придется потратить 6 миллионов рублей - чтоб поставить везде знаки "полоса для движения маршрутных ТС" и на всякий случай еще и "стоянка запрещена". Кроме того, на настоящих остановках (для общественного транспорта) поставят табло, на которых будет высвечиваться оперативная информация - через сколько минут подъедет такой-то номер автобуса. По полосам "только для белых" можно будет проехать на белой машине с красным крестом или на машине с синей мигалкой. Как уверяет г-н Погребняк, это сделано не для работников Смольного: "они ездят по Шпалерной".
Вообще-то в планах было еще увеличить парк и интенсивность движения общественного транспорта до такой степени, чтоб на нем, хотя бы по первой полосе было быстрее ехать, чем на личном. Но это как-то само собой начало получаться - по данным Дацюка, последние 15 лет объем пассажирских перевозок уменьшался, а с 2004-го начал расти и вырос аж на 10% за год с учетом только наземного движения.
Основной пакет предложений дирекция вынесет на правительство в ноябре. Среди прочих: запретить строить бизнес-центры в центре города без парковок, лучше подземных - из расчета 1 машино-место на 50 кв. м арендованной площади, как это сделано в Париже. Параллельно Александр Дацюк и Андрей Погребняк хотят внести в ЗакС проект закона об ограничении движения транспорта в центре города , тем самым свалив на себя все шишки. Поступок, достойный звания "Почетный гражданин Петербурга".
Алексей Орешкин