Юридические статьи

Пришла пора платить долги



Суммарный долг за коммунальные услуги в Петербурге в 2005 году вырос до 3,7 млрд руб. (+32,1% к 2004-му). Власти города намерены бороться с должниками. Должники отвечают встречными исками

Новый Жилищный кодекс РФ дает право выселять особо злостных неплательщиков в общежития и «коммуналки». И вслед за его принятием поднялась волна образцово-показательных процессов. Однако пока цунами, которые помогут решить проблемы неплатежей, не получились.

Оказалось, что маневренный фонд готов принять лишь около 50 переселенцев. Наконец, легко вести дела в суде только против слабо юридически подкованных граждан.

Те же, кто разбирается в законах, давно ждут, когда такие процессы инициируют сами работники ЖКХ, чтобы воспользоваться случаем подать на них встречные иски за невыполнение работ по содержанию жилфонда. Ведь многие петербуржцы не платят в знак протеста. А в судах всегда крайне неохотно принимали к рассмотрению дела против коммунальщиков. Такие разбирательства трудоемки и требуют ряда формальностей, невыполнение которых может послужить отказом к возбуждению иска.

Например, семье, проживающей в доме на проспекте Солидарности, чтобы взыскать с коммунальщиков ущерб от протечек, потребовалось 5 лет вести переписку с работниками ЖКХ. Когда бумаг скопилось достаточно, можно было обращаться в суд. Через 4 месяца суд постановил взыскать с жилкомсервиса 49 тыс. руб.

Если ранее получить деньги с коммунальщиков было сложно, как с любой другой госорганизации, то теперь к акционерным обществам можно применить те же процедуры, что и к гражданам-неплательщикам, включая наложение взыскания на имущество и доходы.

Создание ТСЖ облегчает для граждан решение споров с коммунальщиками, как и с другими подрядчиками, у которых заказывают услуги. Скажем, когда в ТСЖ «Альянс» не смогли добиться качественного выполнения отдельных видов ремонтных работ по договору с РСУ N 89, оно перечислило только 60% от полагающейся их исполнителю суммы, а остальную сумму отложило до тех пор, пока в РСУ N 89 не исправят огрехи.

Если сторонам в подобных случаях не удается договориться, одна из них обращается в суд. Там и разбираются, кто кому должен.

Впрочем, у граждан есть и другой способ добиться справедливости - обратиться в прокуратуру. И этим правом люди пользуются все чаще. Их обращения в сентябре 2005 года стали поводом для проверок в Петербурге, в ходе которых прокуратура оценила работу городских коммунальщиков по претензиям граждан к состоянию объектов ЖКХ как неудовлетворительную.

Нарушениями, в частности, названы случаи, когда жилагентства санкционируют незаконные отключения жилых домов от энергоснабжения, обосновывая свои действия наличием у жильцов задолженности по квартплате.

На подобные действия коммунальщиков граждане жаловались и в Законодательное собрание Петербурга. В частности, на то, что в Адмиралтейском районе в начале сентября работники ОАО «Жилкомсервис N 1» за неуплату коммунальных услуг отключили водоснабжение в ряде домов. При этом пострадали как неплательщики, так и те, кто исправно вносил деньги по счетам.

По итогам проверок фактов нарушений жилищно-коммунальных прав граждан прокуратурой было возбуждено 77 административных дел, внесено 109 представлений об устранении нарушений законодательства, объявлено 6 предостережений.

Информация о состоянии законности в сфере ЖКХ направлена губернатору Петербурга. И это поумерило пыл борьбы с неплательщиками подобными методами. Ответственность жилкомсервисов и граждан должна быть все-таки сопоставимая. По счетам платить надо, но и услуги следует оказывать в полном объеме.

Александр Воеводин




Вернутся в раздел Юридические статьи