Юридические статьи

Владимир Путин: власть передать легче, чем рейтинг



Накануне визита в Нидерланды президент России Владимир Путин в интервью телеканалу Nederland 1 и газете NRC Handelsblatt заявил, что посвятил отчизне "всю свою жизнь" и ему "небезразлично, в чьих руках она окажется".

И предупредил, что не допустит "никакой дестабилизации в России во имя интересов русского и других народов РФ". А на следующий день подписал указ "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации" , призванных охватить своим административным попечением практически весь спектр государственного управления: от военной, экономической, социальной и информационной безопасностей до проблем стратегического планирования. А в четверг глава администрации президента РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение "О президиуме Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов", в состав которого вошли полтора десятка представителей высшего руководства страны.

Многие аналитики вновь заговорили о создания неких "заготовок альтернативного правительства", которое в перспективе (а именно после 2008 года) должно стать "самым главным". Так ли это? И намерен ли Владимир Путин переместиться вместе со своей плотно подбитой двумя президентскими сроками "шапкой Мономаха" в новое председательское кресло?

Об этом размышляет наш постоянный эксперт - заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

- Сейчас много говорится о создании "альтернативного правительства". Некоторые грешат на Совет по контролю над реализацией национальных проектов, задача которого - давать якобы задания, требовать их выполнения в определенные сроки. Но на самом деле альтернатива правительству как некоему ключевому органу власти просто отсутствует. Те же межведомственные комиссии Совбеза могут выполнять лишь контрольные пиаровские функции. Орган, который собирается время от времени, чтобы заслушать отчеты, не может быть "альтернативным правительством" по определению.

Конечно, Владимир Путин будет принимать участие в следующих выборах: другого пути у него нет. Но использовать в этих целях Совет Безопасности?..

На мой взгляд, все происходящее гораздо банальнее: назначен новый секретарь Совбеза - Игорь Иванов, проходит административная реформа, корректируются структура, устав, функции. Это обыкновенные бюрократические действия, связанные с административной реформой. Кроме того, надо понимать, что, по Конституции , во главе СБ стоит не Владимир Путин, а президент России. И после выборов он только усилит позиции своего преемника.

Ведь Путин не хочет менять Конституцию. Он даже не стал менять одну цифру - вместо двух сроков поставить три.

- Но если в стране вдруг возникнет "чрезвычайная ситуация"? Быть может, "консультативному органу" в этом случае понадобятся особые полномочия?

- Если в России случится что-то "цветное" и тому подобное, то президент достаточно четко дал понять, что готов обеспечить в стране стабильность. И для этого ему не обязательно усиливать функции СБ.

- Но почему так много говорится о "дестабилизации", если нет никаких объективных предпосылок?

- Скоро могут возникнуть проблемы, связанные с переходом на стопроцентную оплату услуг ЖКХ. Кроме того, растут запросы граждан. В условиях экономического роста у людей всегда возникают повышенные запросы. Поэтому возможны проблемы.

- Какие же, по-вашему, шаги может предпринять Владимир Путин, чтобы де-факто удержаться у власти?

- Обсуждаются разные варианты. Он может уйти в "Газпром" или в партию "Единая Россия" или совместить оба эти варианта. Причем останется важнейшей фигурой в экономической жизни. Его влияние будет сопоставимо с влиянием его преемника - нового президента. Но проблема в другом - в преемнике. Точнее, в самом феномене преемника.

У нас нет института "автоматической передачи рейтинга". Сейчас президент, безусловно, доминирующая фигура. Но будет ли такой фигурой преемник? Или возникнет некая модель, когда экс-президент и его преемник фактически будут соправителями? В истории Древнего Рима известны случаи, когда управляли два консула...

- Вы твердо убеждены, что Конституция меняться не будет?

- Полагаю, не стоит говорить, что подобное невозможно. Но это вариант сугубо запасной - на случай полного провала преемника или если не удастся прийти к консенсусу. Преемник ведь должен быть фигурой, консолидирующей власть, а не раскалывающей ее. Если такого человека определить не удастся, я не исключаю, что запасной вариант станет основным. Но для этого должны произойти события из ряда вон выходящие.

Ирина Сычева




Вернутся в раздел Юридические статьи