Юридические статьи

Грабли для января Мнение россиян о росте оплаты ЖКХ



В октябре Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел свой очередной опрос, значительная часть которого была посвящена предстоящей реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

За президента спокойны, за тарифы нет

Прежде всего, исследователи предложили каждому опрашиваемому оценить "работу жилищно-коммунальной службы, которая отвечает за обслуживание его дома". Практически пятая часть (19%) респондентов сочла эту работу "удовлетворительной" (есть же такие счастливцы, и их не так уж мало!), а 58%, то есть втрое большее количество, - "неудовлетворительной".

Поскольку с этим вопросом ФОМ обращается к россиянам не впервые, есть возможность проследить за динамикой полученных оценок. Деятельность своих служб ЖКХ оценили на "удовлетворительно" 38% россиян, опрошенных в 1999 г. В 2001 г. число таких оценок сократилось до 31%. В 2003 г. их стало лишь 28%. В нынешнем октябре осталось 19%. Как видим, за прошедшие шесть лет количество удовлетворительных оценок сократилось в два раза. Количество неудовлетворительных выросло с 39% до 58% - убедительное свидетельство неуклонного развала отечественной системы ЖКХ.

О решении правительства ввести с 1 января 2006 г. 100-процентную оплату за услуги ЖКХ были информированы в той или иной мере более двух третей (68%) россиян. В том числе несколько больше трети (36%) знали об этом решении, и еще около трети (32%) слышали что-то не очень определенное. Ничего не знали о нем лишь 29%.

Для сравнения напомним, что о заявлении Путина не выставлять свою кандидатуру на третий президентский срок ничего не слышали практически две пятых россиян. По-видимому, несмотря на предельно высокий рейтинг президента, грядущее повышение тарифов волнует наших соотечественников значительно больше, нежели сохранение своего статуса персоной, находящейся на вершине вертикали власти.

Если уровень информированности наших соотечественников о переходе на 100-процентную оплату ЖКХ обнаруживает определенную дифференциацию, то их отношение к этому решению практически однозначно негативное. Подобную меру одобряет лишь один из 25 (4%), тогда как подавляющее большинство (88%) относится отрицательно. Естественно, что при таком доминировании негативного отношения к обсуждаемой "новации" нельзя рассчитывать на ее поддержку хотя бы в какой-то отдельной социальной группе.

Всеобщий неодобрямc

Не одобряют это решение 85% мужчин и 91% женщин; 82% людей в возрасте между 18 и 35 годами, 90% в возрасте между 36 и 54 годами и 94% - старше 55 лет; 90% не имеющих среднего образования, 89% имеющих общее среднее образование, 87% - среднее специальное и 86% обладателей вузовских дипломов; 89% тех, чей доход на одного члена семьи ниже полутора тысяч рублей в месяц, 87% - группы с доходом от полутора до трех тысяч рублей на человека и 91% в группе с доходом выше трех тысяч рублей; 83% сельских жителей, 91% жителей малых городов, 89% жителей больших городов и столько же жителей мегаполисов (в том числе 87% москвичей); 93% не доверяющих Путину и 87% доверяющего ему большинства.

Как видим, никакое социальное обстоятельство, в том числе и неизменно устойчивый рейтинг президента, не в состоянии сколько-нибудь существенно понизить степень негативизма по отношению к предстоящему нововведению. Во всех приведенных выше социальных группах количество поддерживающих эту меру остается мизерным.

Об абсолютном доминировании отрицательного отношения к введению 100-процентной оплаты говорят не только показатели собственного отношения опрошенных, но и содержание дискуссий на эту тему в их кругу. На одно положительное высказывание о предстоящем введении полной оплаты, о чем люди могли слышать из разговоров, приходится 58 (!) отрицательных.

Конечно, лишних денег никогда не бывает и было бы наивно рассчитывать, что предстоящая 100-процентная оплата коммунальных тарифов вызовет всеобщий энтузиазм. Но, по-видимому, такое тотальное неприятие правительственного решения вызвано не столько попыткой позаимствовать у людей явно не лишние для них деньги, сколько осознанием того факта, что взамен люди опять ничего не получат.

В то, что "после введения 100-процентной оплаты за услуги ЖКХ жилищно-коммунальные службы будут работать лучше", верит лишь один из двадцати (5%) опрошенных, а подавляющее большинство - 72% (то есть практически три четверти) - полагают, что "ничего не изменится". К тому же почти каждый десятый (9%) считает, что после этого деятельность служб ЖКХ еще и ухудшится.

Откуда столько неверия? Вспомним приведенные нами в самом начале оценки деятельности служб ЖКХ за последние шесть лет и мысленно сопоставим их с ростом тарифов за тот же период. Очевидно, экстраполировать предыдущий опыт при прогнозировании будущего умеют не только научные работники, но и подавляющее большинство представителей других социальных групп. Во всяком случае, количество тех, кто верит, что после введения полной оплаты коммунальные службы станут работать лучше, в большинстве случаев находится на уровне 5-6%. И ни в одной из наблюдаемых групп этот уровень не превышает 10-процентного порога. При этом численность тех, кто полагает, что повышение тарифов, в лучшем случае, ничего не изменит, никогда не опускается ниже 80-процентной отметки.

Жилищно-коммунальная революция

Имея за спиной протесты, вызванные январской монетизацией льгот , естественно предположить возникновение чего-то подобного и в ответ на предстоящее повышение тарифов. Действительно, почти половина (47%) опрошенных полагает, что там, где они живут, в ответ на введение 100-процентной оплаты услуг ЖКХ могут состояться массовые акции протеста. Не согласных с этим почти в полтора раза меньше - 35%.

По мнению россиян, от предстоящих массовых протестных акций относительно защищены лишь сельские районы страны. При этом чем крупнее городское поселение, тем вероятнее, по мнению его жителей, протесты. Из этой почти линейной зависимости протестного потенциала от степени урбанизации и численности населения явно выбивается Москва. Возможность массовых протестов в столице допускают "всего" 46% москвичей (что в два раза больше, чем в сельской местности, но все же скромнее, чем у жителей малых городов). Возможно, эта "аномалия" связана с тем, что, в соответствии с решением московских властей, потолок стоимости услуг ЖКХ для жителей столицы не может превышать 10% от месячного дохода семьи, тогда как общероссийский стандарт составляет 22%.

Возможность протестных акций предсказывают не только "предчувствия", но и отношение самих опрашиваемых к этим акциям. Их не поддерживают лишь 11%, тогда как 58% относятся к ним с одобрением. Кроме того, 21% к протестам безразличны.

Для сравнения скажем, что в самый разгар протестных акций, вызванных монетизацией льгот (в начале февраля 2005 г.), их одобряли 52% опрошенных ФОМом, а количество не одобрявших составляло тогда 15%. При этом 26% отнеслись к ним с безразличием.

Как видим, сейчас безразличия к акциям против повышения тарифов ЖКХ заметно меньше. О всеобщности поддержки протестных акций против роста цен в жилкомхозе свидетельствует, что численность одобряющих их в большинстве социальных групп находится на уровне 60% и нигде не опускается ниже 50-процентного уровня. В то же время не одобряющих эти акции в большинстве групп, как правило, около 11-12%.

Многие россияне не только сочувствуют массовым выступлениям против 100-процентной оплаты услуг ЖКХ, но и готовы к личному участию в них. При том что одна половина (50%) опрошенных исключает какую-либо возможность своего участия в подобных акциях; другая половина не столь категорична. Из них 13% затруднились однозначно ответить на вопрос, а остальные (37%) заявили о возможности своего участия в таких акциях.

Понятно, это не означает, что треть взрослых россиян (примерно 30-35 миллионов человек) в январе-феврале будущего года выйдут на улицы. Однако если отправится протестовать хотя бы каждый десятый из числа допустивших подобную возможность (т.е. около трех миллионов), то и это окажется близким к тому, сколько было людей на улицах наших городов в августе 1991 года.

Для сравнения укажем, что в уже упоминавшемся выше февральском опросе возможность своего личного участия в акциях, направленных против монетизации льгот, допускали 24%, то есть едва ли не вдвое меньше, чем сейчас. И акции оказались самыми крупными из тех, что видела страна при нынешнем президенте.

Мария Мацкевич




Вернутся в раздел Юридические статьи