Юридические статьи

Налоги: Поразились даже налоговики



В Ленинградской области по сегменту топливной промышленности план мобилизации доходов в последнем квартале прошлого года выполнен на 148,5%, а в электроэнергетике — лишь на 43,6%. С трудом верится, что одна преуспевающая отрасль настолько отстала от другой, тоже весьма прибыльной. Приходится гадать: то ли львиная доля доходов осела в соседнем мегаполисе, то ли еще где. И почему, собственно, именно так распределяются доходы?

Или другой пример: в СМИ много шумели об огромной пользе для области строительства Балтийского нефтепровода. Но пока действующее предприятие вносит недостаточно платежей в бюджет.

В стране повсеместно создаются крупные холдинги, структурными подразделениями которых стали многие областные предприятия. В значительной мере этот в целом позитивный процесс уменьшил «прозрачность» налоговых платежей. Исполнительной власти становится трудно выяснить, как распределяются налоги от действующей на территории субъекта структуры такого холдинга. Какой территории, собственно, достаются вершки, а какой корешки? Без ответа на этот принципиальный вопрос невозможно создать оптимальную модель взаимоотношений с фирмой-налогоплательщиком и обеспечить принцип справедливости в распределении налоговых поступлений. А ответ скрывается за пресловутой налоговой тайной, охраняющей секреты бизнеса, но ограничивающей доступ к информации.

У всех свои «методики»

А в такой отрасли, как торговля и общественное питание, действуют свои «методики» снижения налогооблагаемой базы. Иной раз озадаченными оказываются даже налоговые органы. По их сведениям, например, поступления отрасли в бюджет региона в последнем квартале года составили 52,1 млн. рублей. А по данным областного комитета финансов, только по предприятиям с упрощенной системой налогообложения — на 1,5 млн. рублей больше приведенной выше суммы. А в области есть и такие крупные налогоплательщики, как, скажем, магазин «ИКЕА».

Вот еще пример. При анализе перераспределения акцизных средств от реализации алкогольной продукции выяснилось: если в 2003 году областная доля акциза составила 65%, то на финише прошлого года она уменьшилась до 45%. Подобная тенденция может привести к тому, что в нынешнем году областной бюджет потеряет 350—400 млн. рублей. А ларчик открывается просто. В ряде муниципальных образований заключили инвестиционные договоры, позволяющие часть перечисляемых в местные бюджеты территорий акцизов возвращать фирмам-налогоплательщикам в виде бюджетных субвенций. В основном это сделали районы, получающие из-за недостаточного уровня своей бюджетной обеспеченности все 100% таких акцизов. «Приманка» сработала. В результате подобных действий цены на продукцию стали ниже, чем в более благополучных районах, не имеющих, однако, преференций в долевом распределении акцизов. Их оптовые склады не смогли на равных конкурировать с получателями субвенций, через которые и пошел основной поток продукции. А областной бюджет лишился части средств от распределения доходов. Теперь региональному правительству предстоит найти решение непростого вопроса: как перекрыть «кран» утекающим с областного уровня бюджетным средствам?

За всеми этими «туманностями» скрыты значительные резервы увеличения бюджетных доходов. И средства находятся, что называется, под рукой.

Парадоксы в оплате труда

Наконец, далеко не полностью используется потенциал привлечения в бюджет налога на доходы физических лиц и неналоговых поступлений. В первом случае речь идет о важнейшем источнике пополнения бюджета. План по привлечению этого налога в казну региона в прошлом году был выполнен всего на 93,5%. Не изменилась к лучшему ситуация и в январе, когда объем поступления этого налога оказался вдвое меньше, чем ожидалось. За невыполнением плана скрыта старая «болезнь», связанная с выплатой многими предприятиями части зарплаты неучтенными деньгами, что снижает сумму налога на доходы физических лиц. Это беда всех регионов и их жителей, влияющая на снижение уровня социальной защищенности человека и в конечном счете его пенсии.

Доходит до парадокса. В Ленобласти для бюджетников установлена минимальная зарплата не ниже 4720 рублей. А во многих коммерческих фирмах, даже занимающихся прибыльными лесозаготовками, строительством, работники официально получают существенно ниже. Сейчас терпение властей, похоже, исчерпано: они намерены добиваться в регионе отзыва лицензий у нарушителей, лишать их аренды, не допускать к тендерам с бюджетным финансированием.

Неналоговые поступления за прошлый год составили 7% в структуре бюджетных доходов. Однако, по мнению областных финансистов, есть реальные ресурсы для удвоения в нынешнем году этого показателя.

Петр Владимиров




Вернутся в раздел Юридические статьи