В условиях жесткой консолидации федеральным центром всех финансовых потоков у губернаторов почти не остается маневра для развития бюджетного потенциала регионов
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился к президенту с инициативой провести в регионе налоговый эксперимент. Сердюков хочет, чтобы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачислялся не по месту нахождения работодателя, а по месту регистрации работника. В этом начинании Сердюкова поддержал глава Московской области Борис Громов: он обратился в Кремль с такой же просьбой.
Инициативу губернаторов по-человечески понять можно: значительная часть населения этих двух областей работает в более благополучных Москве и Петербурге и, соответственно, НДФЛ платит там же. Эта часть населения, как правило, лучше образована и получает более высокую зарплату, чем в среднем по регионам, поэтому речь идет о солидных суммах для бюджета. Громов утверждает, что налоговый эксперимент позволит области привлечь в бюджет дополнительно 9 млрд рублей в год. Сердюков конкретных цифр не называет, но ясно, что цена вопроса также достигает нескольких миллиардов. Для региона, чей бюджет в следующем году составит 21-22 млрд рублей, это очень существенная прибавка.
Понятно также, почему упор в эксперименте делается именно на НДФЛ: это один из наиболее хорошо собираемых в России налогов, да еще и остающийся в распоряжении преимущественно субъекта РФ. Скажем, в Ленинградской области НДФЛ в 2005 году должен обеспечить 39,4% всех поступлений в бюджет (для сравнения: второй по объему доходов источник - налог на прибыль - формирует казну на 27,6%). Только вот деньги эти из воздуха не возьмутся. Они будут отняты у соседей - мегаполисов. Власти Москвы и Петербурга к инициативам коллег пока всерьез не относятся, поскольку уверены, что президент не решится на изменение системы зачисления НДФЛ ни в принципе, ни даже в качестве эксперимента. А вдруг решится?.. И что тогда?
Потери 9 млрд рублей для Москвы и нескольких миллиардов для Петербурга останутся почти незамеченными. Если предположить, что сумма налоговых перераспределений между Петербургом и Ленобластью составит 3 млрд рублей, то по отношению к бюджету-2005 в Ленинградской области это 18,3% всех доходов, а в Петербурге - всего 2,5%. Похожие цифры характеризуют разницу бюджетного потенциала Москвы с Подмосковьем.
Финансовые власти двух российских мегаполисов вообще постоянно доказывают, что любое отторжение части бюджетных доходов без труда компенсируется другими источниками поступлений. Наиболее ярко это было продемонстрировано во время вступления в силу 122-го закона (его принято называть законом о монетизации льгот, но на самом деле он изменил всю систему социальных гарантий в стране). Москва умудрилась и льготы сохранить в натуральном виде, и денежные выплаты льготникам произвести, и темпы роста бюджетного потенциала удержать на том же уровне. Петербург все сделал не с таким блеском, но сказать, что его бюджет серьезно пострадал, было бы большим преувеличением. Словом, обе российские столицы переживут и новый эксперимент, если он состоится. Однако Сердюкову и Громову придется заплатить за него испорченными отношениями с Валентиной Матвиенко и Юрием Лужковым соответственно.
Что подталкивает губернаторов к конфронтации? Казалось бы, развивай экономику своего региона, поощряй приток инвестиций - и бюджет будет расти сам, как на дрожжах. По крайней мере это приятнее, чем заглядывать в карман к соседу и претендовать на содержимое его кошелька. Не получается. Уж кто-кто, а Ленинградская область за последние годы серьезно укрепила свой промышленный потенциал, стала одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. А достойных темпов роста бюджета все равно добиться не может. Как следствие, уровень доходов населения - отнюдь не самый высокий не только в масштабах страны, но даже на Северо-Западе.
Губернатором Сердюковым движет безысходность: плодами того, что сделал он и его предшественники, распоряжается в основном федеральный центр, а не область. Ежегодное снижение норм отчислений в бюджеты субъектов РФ по отдельным налогам, передача на места дополнительных расходов, будь то 122-й закон или реформа местного самоуправления, каждый год приводят к многомиллиардным потерям. И если Москва с Петербургом почти не замечают этих миллиардов, то в большинстве других регионов дополнительные доходы, получаемые за счет роста экономики, съедаются очередной налоговой реформой, суть которой неизменно сводится к одному - централизации финансовых ресурсов с последующей раздачей их в виде трансфертов, дотаций и т.п. А любая выплата из федерального бюджета - это своего рода поводок, который можно в зависимости от обстоятельств или дергать, или нет.
На днях Госсовет обсуждал в Казани перераспределение властных полномочий в пользу регионов. Несмотря на общий довольный тон губернаторов, результаты заседания оказались скромными: решено ликвидировать дублирование функций федеральных и региональных структур на местах и передать (по сути, просто вернуть) в ведение субъектов РФ 15 дополнительных полномочий, в частности в сфере образования, ЖКХ, регистрации актов гражданского состояния. При этом, как было подчеркнуто, некоторые полномочия будут переданы, а некоторые - лишь делегированы. (Вот и еще один поводок.) Когда же речь зашла о финансовых компенсациях регионам за осуществление новых (точнее, старых) функций, стало ясно, что это будет происходить за счет все тех же трансфертов, дотаций и т.п.: никаких дополнительных собственных доходных источников губернаторы не получат.
Более того, сейчас губернаторы замерли в ожидании федерального бюджета-2006 . Каждый год он содержит все новые и новые подводные камни, которые необходимо учитывать при подготовке бюджетов региональных. В условиях, когда спорить с федеральным центром не принято, остается только ждать, имитировать одобрение и надеяться на лучшее. Ну, или "пободаться" за подоходный налог с соседом. Какая-никакая, но интрига.
Алексей Клепиков