Юридические статьи

Как избавиться от дорожных пробок? Смольный сделал упор на развитие общественного транспорта и перехватывающие парковки



Северная столица задыхается в автомобильных пробках. Кажется, еще немного - и нескончаемые потоки машин парализуют жизнь великого города. Есть ли выход из транспортного тупика? На днях в Балтийском информационном агентстве состоялся "круглый стол" "Оптимизация дорожного движения в Санкт-Петербурге в 2006 году", на который были приглашены высокопоставленные чиновники и общественные деятели. Дискуссия разгорелась довольно острая. "Вечерний Петербург" публикует наиболее значимые выступления.

Андрей Погребняк, директор ГУ "Дирекция по организации дорожного движения в Санкт-Петербурге":

- Проблема организации дорожного движения - одна из самых значимых для всех крупных городов. В этом году мы впервые стали комплексно подходить к этим вопросам. Городским правительством были выделены значительные средства. Правда, это касалось только центра города. Почему центра? Исторически сложилось так, что через центр города проходят практически все транспортные связи. Нам удалось реализовать проект приоритетного пропуска общественного транспорта. Причем реализовать с помощью новых технологий, которые доступны даже не всем развитым странам. Например, мы применили технологии мобильных датчиков, которые, кстати, еще только планируется вводить в Мюнхене и Лондоне. И анализ полученных данных показал, что эффективность использования приоритетного пропуска общественного транспорта возросла почти на 30%. Система построена таким образом, что заново формируется расписание движения. Мы информируем пассажиров о приходе автобусов, а водителю дается информация о старте и завершении маршрута. Сейчас нами прорабатываются вопросы маршрутизации городского транспорта. Это тоже очень важно. Введение кольцевой автомобильной дороги существенно изменит транспортные потоки. Мы пытаемся отвлечь на КАД не только транзитный транспорт, но и переориентировать туда межрайонные связи, чтобы как можно больше разгрузить уличную дорожную сеть.

Рассматриваются также вопросы по одностороннему движению. В этом году мы изменим статус как минимум шести городских улиц. Это уже согласовано с ГИБДД. Хотя в центре города очень сложно применять эту технологию, потому что она работает по определенным принципам. Все разработки мы моделировали на специальных программах, позволяющих отследить любые изменения в улично-дорожной сети и провести их анализ.

Андрей Ловягин, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

- Проблема дорожного движения имеет уже многолетний характер. Нынешние городские власти вынуждены отвечать за своих предшественников, которые, по сути, бездействовали в течение многих лет. Исторический центр уже давно стал транспортной язвой на теле Петербурга, и это может привести к параличу всего города. Поэтому дорожная проблема должна быть приоритетной в деятельности правительства. Хотя, если послушать, получается все очень красиво. И набор мероприятий, и новая техника. Но что мы видим реально: тысячи автомобилей каждый день стоят в пробках, а тысячи петербуржцев дышат выхлопными газами. После чего попадают в больницу со стрессами и инфарктами. Если городское правительство не проявит политическую волю и не сконцентрирует нужные ресурсы для решения этой проблемы, то уже в следующем году мы будем вынуждены вводить ограничения движения транспорта в центре города. Например, четные номера будут ездить по четным числам, а нечетные - по нечетным. Но, я уверен, это проблема, вполне решаемая без репрессивных мер. Просто ресурс для ее решения, заложенный в городском бюджете, мизерный (90 миллионов рублей в 2005 году и 23 млн. в следующем). Я считаю, что должна быть инвестиционная модель движения в центре города. Например, если мы построим развязки и вложим туда столько-то рублей, то получим от этого такой-то эффект. А если поставим светофорные посты, то получим такую-то отдачу. Кстати, о светофорных постах. Один такой пост сейчас стоит 800 тысяч рублей. Кто делал эти расчеты? Может быть, вместо двух светофоров лучше построить одну развязку, которая тормозит целую сеть улиц? Увы, у нас сегодня нет комплексной программы, которая бы однозначно отвечала на такие вопросы. Если бы такая программа была, то у правительства появилась бы ответственность перед петербуржцами. А сейчас что получается: чиновники ездят с мигалками по встречной полосе и им наплевать на всех, кто стоит в пробках.

Валерий Гинзбург, исполнительный директор ассоциации "Безопасный город":

- Действительно, у нас до сих пор нет озвученной программы, исходя из которой мы бы точно знали, что будет завтра, что через месяц, а что через год. На какой основе определяется приоритет той или иной программы? Как происходит выбор, конкурсы, тендеры? Если общественность будет все это знать, она по-другому будет относиться и к тому, что происходит в городе. Как водитель с 25-летним стажем, со всей ответственностью заявляю: транспортная обстановка в городе с каждым днем становится все хуже и хуже. Мне лично, например, непонятно, что творится с организацией управления инспекторами дорожного движения. Где пробки, их днем с огнем не сыщешь. Но как только в город приезжает кто-то из важных персон, они стоят на каждом углу.

Андрей Ловягин:

- ГИБДД выполняет те задачи, которые на нее возложены. К тому же это федеральная структура, городу не подвластная. Вопрос заключается в другом: можем ли мы решить транспортную проблему в обозримом будущем и теми средствами, которые выделяются из городского бюджета. Я считаю, что принимаемых правительством мер явно недостаточно. Например, уже не один год идет дискуссия о перехватывающих парковках, но воз и ныне там. Депутаты уже устали поднимать этот вопрос на различных совещаниях.

Андрей Погребняк:

- Недавно мы провели соцопрос водителей, которые могут пользоваться перехватывающими парковками. 56% автолюбителей готовы воспользоваться этим видом парковки. Средний петербуржец в неделю совершает до пяти поездок по центру города. Эти данные очень важны, они будут учитываться и в разработке тарифной политики. Конечно, бесплатными эти стоянки не будут, но их наличие должно влиять на стоимость проезда в общественном транспорте. Хотя и это не сможет сразу снять всех проблем.

Не секрет, что в центре города существует серьезный дисбаланс между количеством проживающих и наличием рабочих мест. Последних сейчас около двух миллионов, а трудоспособного населения проживает здесь всего 200 тысяч. Понятно, что в центр каждый день приезжает огромное количество автомобилей. К тому же исторический центр застраивался так, что очень сложно сделать какие-то выделенные полосы. Если это будет сделано, многие автовладельцы просто-напросто не смогут выехать из своих дворов, не нарушив правила движения.

Особенно остро в центре стоит проблема с парковочными местами. Их катастрофически не хватает, да и емкость дорожной сети в центре предельно мала. К тому же в последние годы значительное количество зданий переоборудуется под различные бизнес-центры. Их владельцы не думают ни о парковках, ни о тех людях, которые будут там работать. Например, Петровская набережная или проспект Шаумяна превратились в настоящие отстойники автомобилей. Там не только проехать - пройти невозможно. Городу давно пора поставить вопрос ребром: строите бизнес-центр - решите вопрос с парковкой автомобилей. Иначе разрешение на строительство просто не получите!

Я не исключаю, что со временем мы вынуждены будем ввести ограничения на въезд в центр города. Через это - столкнувшись точно с такой же транспортной проблемой - в свое время прошли практически все европейские столицы. Например, в Лондоне, чтобы въехать в центр города, нужно заплатить 5 фунтов. У нас же за неправильную парковку в центре водитель платит всего 50 рублей!

Однако сейчас прямых запретов нам не позволяют сделать федеральные законы. Поэтому остроту проблемы можно снять только развитием общественного транспорта, а также созданием перехватывающих парковок. Но это путь очень сложный и длительный. Особенно при том объеме финансирования, который у нас в настоящее время имеется...

Сколько Петербургу нужно светофоров?

В настоящий момент в Петербурге установлено около 1000 светофорных постов (пост - это система светофоров на одном перекрестке).

В адресной программе по строительству светофорных постов насчитывается свыше 200 объектов. В 2006 году будет построено 50 таких постов и еще 70 планируется спроектировать. Кстати, по европейским стандартам светофорный пост полагается каждой тысяче горожан. Так что мы отстаем от Европы почти в 4,5 раза!

Автопарк в 2 миллиона парализует город

Сейчас автопарк Петербурга, по различным оценкам, насчитывает от одного миллиона до 1,2 миллиона транспортных средств (официально в городе на 1000 жителей приходится 220 автомобилей). При этом каждый день в Северной столице регистрируется как минимум 100 новых автотранспортных средств. По мнению независимых экспертов, автопарк в 2 миллиона машин полностью парализует не только центр города, но и его окраины. Даже КАД, на который сейчас возлагается столько надежд, ситуацию не спасет.

Дорожное ноу-хау

Городское правительство выделило средства на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Ее пилотный проект будет реализован на проспекте Славы. Частично ИТС уже охвачены центральные районы - там установлен 51 светофорный пост с системами управления. К 2010 году такими датчиками будут оборудованы еще 500 перекрестков. Не забудут и про кольцевую автомобильную дорогу: проезжающим по ней водителям на специальных экранах будут сообщать метеосводку. В 2006 году планируется также качественно улучшить нанесение дорожной разметки: при ее нанесении она будет вдавливаться укатывающей техникой. А несколько улиц в центре города - Маяковского, Большая Монетная, Большая Подьяческая, Восстания, Марата и Гороховая - станут односторонними.

Законодательная инициатива

По нашей информации, депутатом Законодательного собрания Петербурга Алексеем Тимофеевым подготовлен законопроект , предельно жестко карающий автовладельцев, паркующих свои машины в неположенных местах (например, во дворах и на обочинах дорог). Как считают эксперты, если этот законопроект станет законом, многим придется просто расстаться со своим "железным конем". Очень уж будет накладным его содержание на свежем воздухе.

По первоначальному плану в Петербурге должны были построить 80 перехватывающих парковок. Предполагалось, что они охватят город в три кольца. Первое кольцо будет проходить по ближайшим к городу железнодорожным станциям, второе - по конечным станциям метрополитена, и, наконец, третье - по границе исторического центра. Сейчас уже есть список 36 адресов будущих парковок. Как предполагается, в центре города под стоянки отдадут территории выезжающих за городскую черту предприятий. Вопрос, захотят ли этой услугой пользоваться владельцы автотранспорта.

Материалы подготовили Елена Петровская, Виктор Бовыкин




Вернутся в раздел Юридические статьи