Юридические статьи

«Одноруких» изгоняют из метрополитена вместе с мелкорозничной торговлей



Договоры аренды у владельцев залов игровых автоматов, которые прописались на каждой станции метро, заканчиваются в ноябре. Начальник питерской подземки Владимир Гарюгин твердо заверил, что продлеваться они не будут .

Это, конечно, сильный удар по «Джекпоту». Но ничего, как-нибудь переживет. Несправедливо, если бы, в свете требований федеральной антитеррористической комиссии, из вестибюлей метро, подземных переходов и пятидесятиметровой зоны в радиусе станций потеснили только мелкую розницу, а «одноруких бандитов» не тронули.

Однако как отразятся эти «революционные» преобразования на доходах метрополитена?

— Деньги никогда лишними не бывают, — философски заметил Владимир Гарюгин. — Но мы не понесем больших потерь.

Сегодня метрополитен строит свою экономическую политику достаточно эффективно.

Оказывается, доля прибыли от торговли и других видов коммерческой деятельности в общих доходах подземки составляет всего 5 — 7%. Прочие доходы — от перевозки пассажиров.

— Коллеги из западных стран хвастают, что они подошли к 50-процентному рубежу покрытия своих эксплуатационных расходов доходами от перевозок, — выдал любопытную для питерских пассажиров информацию Владимир Гарюгин. — Мы по результатам работы последних двух лет покрывали расходы доходами от перевозок на 77 — 78%! А по результатам текущего года ожидаем, что достигнем рубежа в 90%. Монетизация дала прирост доходов, люди стали покупать больше проездных документов.

В свете грядущего повышения тарифов в будущем году даже не знаешь, как относиться к этим высоким достижениям. Метрополитеновцам хорошо — они ездят в подземке бесплатно.

Рассказывая об этапах по упорядочению торговли на подведомственной территории, Гарюгин «успокоил» тех, кого она непосредственно коснется:

— Позиция руководства города однозначна: ничего не должно быть вне правового поля. Люди доработают тот срок, который предусмотрен, согласно заключенным договорам. Никто не будет придумывать какие-то форс-мажорные проверки с составлением актов и протоколов. По игровым автоматам все договоры заканчиваются в ноябре. По торговым объектам последние договоры аренды заканчиваются в мае будущего года.

К концу декабря текущего года должна быть разработана новая концепция торговли. Уже известно, что в киосках пятидесятиметровой зоны можно будет торговать только цветами, театральными билетами, газетами и журналами. По мнению начальника подземки, нужна программа, «которая бы отвечала облику нашего города и интересам горожан»:

— Я откровенно своим арендаторам говорю: «Если хочешь заниматься торговлей, ну создай соответствующие места». Вы посмотрите, что вокруг метро понатыкано! Извините за выражение, гадюшники. Все хотят быстро заработать деньги, ничего не создавая. Когда-то терпению приходит конец...

Ой, какие правильные слова! Только кто же безответственным предпринимателям в свое время не только разрешения на торговлю выдавал, но и утверждал проекты непрезентабельных объектов розницы? Просто так взять да и встать у любой станции метро никому же не позволено.

Однако что старое ворошить, когда впереди большие перемены. Еще в июне прошлого года вышло постановление городского правительства «Об организации реконструкции наземных вестибюлей станций петербургского метрополитена» . Смольный готовит тендеры на право проведения реконструкции. В первую очередь это коснется «Политехнической». В разработке документы по станциям «Удельная», «Фрунзенская» и другим.

— Инвесторы, — говорит Владимир Гарюгин, — будут вкладывать серьезные средства, многие миллионы долларов, для того чтобы провести реконструкцию вестибюлей с созданием многофункциональных комплексов офисного, торгового, гостиничного или другого назначения. Там же будут выделены площади и для необходимых мелких покупок.

В общем, наверху, естественно, хотят как лучше. А как получится? Есть опасение, что телега может побежать впереди лошади. Допустим, арендные сроки у всех предпринимателей вышли. Более-менее организованную торговлю, как предусмотрено, из вестибюлей и подземных переходов, а также пятидесятиметровой зоны, к началу лета следующего года удалось вывести. Реконструкция вестибюлей где-то началась, на другой станции — запаздывает, на третьей вообще «зависла». Где альтернативы для покупателей нет, а место освободилось, тут же выползет уличная торговля! А с ней административными мерами, как уже показала многолетняя практика, власти всех уровней справиться не могут.

Эмма Беленкова




Вернутся в раздел Юридические статьи