Юридические статьи

Живем по средствам?



Более 4,6 тысячи рублей в месяц оставляет средний петербуржец в магазинах, кафе и секторе бытовые услуг.

Данные, озвученные вчера руководителями управления потребительского рынка комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), получились благополучными. Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 50 млрд рублей и достиг 167 миллиардов. Тем не менее начальник управления Николай Архипов был сдержан и невесел.

Официальная статистика всегда немного опаздывает, и чиновники оперировали цифрами по состоянию на 1 октября. Бурный расцвет переживает стационарная розничная торговля: ее сеть выросла до 10 тысяч 800 магазинов, а площадь торговых залов - до 1 млн 742,5 тыс. квадратных метров (прирост за 9 месяцев - 105 тыс. кв. м).

Особенно интенсивно развивалась сеть магазинов-дискаунтов с ценами на 10-15 процентов ниже среднегородских: 49 новых адресов за январь-сентябрь. Общее количество таких предприятий достигло 219 и продолжает увеличиваться.

Не отстают и гипермаркеты - 11 новых комплексов. Если учесть, что в каждый новый гигантский магазин вкладывается десять и больше миллионов евро, можно констатировать, что крупные торговые сети, в том числе с мировым именем, считают бизнес в Петербурге весьма прибыльным делом. Николай Архипов подчеркнул, что потребительский сектор городской экономики формирует пятую часть валового регионального продукта и интерес к нему со стороны коммерсантов не случаен. Правда, господин Архипов недоволен хаотичным размещением объектов розничной торговли: "Серьезный инвестор, собираясь открыть крупный сетевой магазин, рассчитывает все: сроки его окупаемости, платежеспособность и число жителей микрорайона, наличие конкурентов. И вдруг через пару лет в 100 метрах от гипермаркета появляется магазин такого же типа. Такая "конкуренция" только вредит, отбивает охоту развивать сети. КЭРППиТ собирается вернуться к плановой застройке объектов потребительского рынка. В одном квартале, например, не хватает бытового комплекса, в другом - магазина-дискаунта и т. п. Право на застройку получат не просто богатые компании, а предприятия нужного для конкретной территории торгового формата. Посмотрите: на Невском проспекте - всего два продовольственных магазина, на Каменноостровском - столько же. Это очень плохо. В районах исторического центра уместны не только бутики, но в большей степени продовольственные магазины с доступными ценами".

В сфере бытового обслуживания (парикмахерские, ремонт обуви, цифровая фотопечать и т. п.) активно занят малый бизнес. Объем бытовых услуг населению за 9 месяцев 2005 года составил 5,5 млрд рублей. 90 процентов этой суммы освоили предприятия малого бизнеса, причем на долю физических лиц приходится 42,5 процента всего объема бытовых услуг.

Господин Архипов не против сапожных мастерских или салонов красоты, расположенных даже в общежитии. Чиновнику не нравится ларечная торговля, особенно у метро, на остановках общественного транспорта и рядом со школами. "Петербург стремится к европейским стандартам качествам, и ларьки на этом фоне выглядят анахронизмом, - подчеркнул Николай Архипов. - Административным способом мы прикрыли большое число таких точек, но их владельцы до истечения сроков аренды получат право торговать в согласованных местах. Договоры аренды возобновляться не будут, хотя против этого выступают не только ларечники, но, например, и некоторые руководители метрополитена. Их аргумент: игровые автоматы и ларьки, мол, позволяют повышать зарплату персоналу".

Заместитель председателя КЭРППиТ - ярый противник павильонов, торгующих пивом и алкогольными напитками крепостью до 13 градусов (крепкие напитки в ларьках продавать запрещено). По мнению господина Архипова, законодательный запрет на торговлю пивом и тониками сам по себе, без вмешательства чиновников, разорит владельцев таких "магазинов".

Алкоголь - больная тема для Архипова, который возглавляет городской штаб по борьбе с нелегальным оборотом и фальсификацией спиртного. "Теневики контролируют 40 процентов рынка, а городской бюджет ежегодно недобирает 1,5 млрд акцизов, - жалуется господин Архипов. - В новом году будет еще хуже. Лоббисты из Государственной думы отменили региональную специализированную марку - право регионов следить за качеством "зеленого змия" . Говорят, что в республиках Северного Кавказа по этому поводу состоялся праздничный салют. В нашем управлении создан специальный отдел, который проверяет легальность алкоголя. За 9 месяцев 2005 года инспекторы забраковали в Питере б миллионов 500 литров фальсификата, но в 2006 году они останутся без работы. Ядовитый суррогат хлынет на рынок в объемах первой половины 90-х годов, когда от отравления спиртосодержащими смесями ежегодно погибали или становились калеками 35-40 тысяч россиян".

В качестве наглядной агитации чиновники продемонстрировали "товар", конфискованный на рынке в Апраксином переулке: 5-литровые пластиковые канистры с техническим спиртом за 150 рублей, дагестанский "коньяк" (0,5 литра) за 50 рублей, две бутылки "водки" с одинаковыми номерами марок...

Лоббизм непобедим?

Сергей Тачаев




Вернутся в раздел Юридические статьи