Юридические статьи

Разговор по-домашнему Когда в каждой квартире появится телефонный счетчик?



Хитрые народные избранники придумали для народа телефонную дилемму позаковыристее пресловутой (так и не введенной) "повременки" за квартирные разговоры. Правда, на этот раз отличились не федеральные законотворцы, а представители дальней Волгоградщины.

Ну-ка, цифры, дружно в ряд!

Депутаты этой областной Думы внесли в Государственную думу предложение о соответствующей поправке в Закон "О связи", по которому государственная телефонная монополия (в Петербурге это "Северо-Западный Телеком") каждому абоненту "нормального", то есть городского домашнего и офисного, телефона установит счетчик продолжительности этих самых разговоров. Совсем как электрический или входящий в повседневный обиход счетчик расхода воды.

Как часто бывает в громких историях, все началось с местечкового юридического казуса. Волгоградские депутаты предложили изменить 54-ю статью федерального Закона "О связи", добавив в нее предложение: "Повременная система оплаты применяется при обязательном оборудовании оператором связи абонента прибором учета времени использования сети телефонной связи". Эта же статья дает право выбора между фиксированной и повременной оплатой квартирным абонентам, но авторы инициативы предложили распространить эту норму также на юрлиц, то есть -- на пользователей офисных телефонных аппаратов.

Логика инициаторов предложения прозрачна, как стакан кипяченой воды. Депутаты уверены, что российская телекоммуникационная монополия ущемляет права граждан, навязывая абонентам удобную ей самой "телефонную революцию". В случае введения "повременки" в том виде, в каком ее предложили телефонные генералы, абонент будет вынужден выбрать повременный, а не абонентский тарифный план. И будет абсолютно не защищен, так как в этом случае трудно проконтролировать реальное количество наговоренных минут, чем нечистоплотный оператор (по мнению депутатов) тут же воспользуется.

Другими словами, какой бы тариф абонент ни выбрал, монополист сможет "вынуть" из него столько денег, сколько он посчитает нужным. Поэтому депутаты взяли и предложили обязать операторов покупать абонентам приборы учета использованного времени телефонной связи.

Политические резоны

Бумага от волгоградских думцев довольно быстро поступила в Госдуму и сейчас рассматривается профильным комитетом. Комитет подготовит свое заключение, и проект отправится в Думу, где должен пройти три чтения... На деле вся процедура принятия поправки может занять меньше времени, чем вы читаете этот абзац, и, возможно, уже в 2005 году в дополнение к электрическим, газовым и водяным счетчикам в домах и офисах у россиян появятся приборы учета еще одного фасона -- телефонные.

За это говорит все развитие ситуации вокруг Закона "О монетизации льгот". Правительству как воздух нужна "тема", в которой оно могло бы оперативно, наглядно и без дополнительных затрат проявить свое народолюбие. "Призывание к ответу" федерального монополиста и защита всех униженных и оскорбленных от непосильных телефонных трат -- это как раз то, что надо власти, чтобы без головной боли дожить до лета, когда дача и огород займут досуг пенсионеров.

Если предложение волгоградских парламентариев будет принято, монополист, во-первых, гарантированно лишится возможности "мудрить" с исходящим трафиком при повременной оплате разговоров. Во-вторых, разработка, тестирование, доводка, промышленное производство и, что самое главное, -- установка и наладка тысяч и миллионов счетчиков могут на несколько лет отложить введение "повременки" и истончить финансовые запасы региональных телекомов вплоть до полной дистрофии. Спрашивается, им это надо?

Счетчик -- это плохо

Но, как оказалось, у этой проблемы есть еще как минимум две очень болезненные "мозоли", скрытые от взора абонента. О них нам рассказал на условиях анонимности менеджер крупного российского оператора фиксированной связи.

"Главную проблему может создать то, что такой счетчик будет являться неотъемлемой частью договора об обслуживании, который уже сейчас заключен между каждым частным абонентом и нашей организацией. Соответственно, все, что проговорено по данному телефону, но не отражено в счетчике, абонентом оплачиваться не будет, и через суд это будет не взыскать. Поэтому если сейчас за междугородные и международные звонки по нелегальным подключениям оплачивают владельцы телефонных номеров, то при счетчиках эти потери от хулиганов будет компенсировать некому. Их возместит телефонный узел", -- заявил наш собеседник.

Еще он горько заметил, что наш мастеровитый народ достаточно быстро вычислит техническую уловку, приводящую к обману абонентских счетчиков. "После того как будет найдена возможность уже абоненту влиять на показания, может произойти такая ситуация -- потребители услуги будут сами оплачивать установку счетной аппаратуры, чтобы обманывать оператора и платить меньше. Кстати, при устройстве подпольного переговорного пункта по одному телефону за месяц можно наговорить на 40 -- 45 тысяч евро".

Счетчик -- это хорошо

То, что такое возможно, подтвердил Андрей Коган, технический директор компании "Аква-Р", специализирующейся на дистрибуции измерительной техники.

-- Таким примитивным, в общем-то, прибором, как счетчик воды, учесть и зафиксировать время телефонного разговора не получится. Абонентский телефонный счетчик должен иметь вычислительное устройство -- чтобы считать минуты и секунды в реальном времени, отличать входящие и исходящие звонки, узнавать местные и междугородные вызовы, хранить и демонстрировать информацию о трафике. Даже в самом примитивном виде это все равно компьютер. А любые компьютеры имеют свойство объединяться в сети. Поэтому если "случится страшное" и телефонисты не смогут отбиться от этого проекта, им придется плести гигантскую, воистину всероссийскую защищенную сеть из персональных микрокомпьютеров, стоящих в каждой квартире, где есть телефон. Затраты на такую сеть трудно представимы даже для одной улицы, не говоря о городе. Может, для Петербурга это 500 миллионов долларов. А может, и полтора миллиарда. Но если операторы решатся и будут все делать с умом, они станут владельцами уникального инструмента, с помощью которого можно будет не только собирать абонентскую плату. На такую сеть можно будет спроецировать десятки дополнительных сервисов, которые будут приносить деньги. Многие из них сейчас просто не могут прийти в голову. Например, доставка продуктов питания на дом расцветет пышным цветом: по диалоговому меню можно будет не только выбрать хоть три сотни наименований, но и, что самое главное, с помощью одного только телефона сразу оплатить покупку. Cеть-то будет защищенная, сродни банковской. Всякие информационные рассылки тоже реальны. Любые опросы и голосования станут зауряднейшей вещью. В общем, лично я бы посопротивлялся такому депутатскому предложению недолго и только для вида.

Иван Немец




Вернутся в раздел Юридические статьи