Юридические статьи

Я к вам писал... Вы получили?



Проблема доставки корреспонденции перекочевала в XXI век В XVIII веке эпистолярный жанр был настолько развит, что превратился даже в отдельный раздел литературы. Однако так исторически сложилось, или, быть может, прогресс виноват в том, что люди стали меньше писать письма. Конечно, возможно, гораздо удобнее пользоваться для общения компьютером или мобильным телефоном. Но куда приятнее получить бумажное письмо, написанное, к примеру, рукой любимого человека.

И кроме того, в советское время почта работала как часы. Так, открывая утром почтовый ящик, у подписчиков не было сомнения, что в нем - свежая газета. Потом наступила разруха, и стало непонятно, доходит корреспонденция до места назначения или исчезает по пути.

Но и сегодня, когда почта вроде бы начала восстанавливаться и появились современные сервисы, проблема осталась. Человек, отправивший письмо, не всегда уверен, что адресат его получит вовремя, да и вообще дойдет ли оно.

Игроки на почтовом рынке

В советское время почтовые отделения подчинялись государственным главпочтамтам, объединяемым Минсвязи СССР. С 1992 года почтамты преобразовали в региональные управления федеральной почтовой связи. В 2004 году их объединили в единое предприятие - ФГУП "Почта России". То есть в настоящее время в нашей стране действует один государственный почтовый оператор. Он обязан содержать почтамты практически во всех населенных пунктах (около 40 тысяч филиалов) и доставлять корреспонденцию в любую обитаемую местность по гостарифам, утверждаемым Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Помимо государственного оператора в России, по сведениям Министерства по связи и информатизации РФ, действует более 100 лицензированных частных почтовых компаний. Большинство из них занимается экспресс-доставкой корреспонденции и грузов. Это, в частности, филиалы международных компаний - DHL, Federal Express, TNT, a также отечественные коммерческие операторы - Pony Express, City Express, "EMC Гарантпост", "Флиппост", "СПСР Экспресс" и другие. Частные операторы вправе сами устанавливать тарифы на услуги и выбирать, возьмутся ли они за доставку почты в тот или иной населенный пункт.

При этом и государственные, и частные компании подчиняются Закону "О почтовой связи" и соответствующим постановлениям правительства и обязаны отвечать за нарушение сроков доставки и утрату писем.

Из Москвы в Петербург - за 5 дней

По данным Министерства РФ по связи и информатизации, за последние 10 лет объемы доставки писем сократились на 13 процентов, а печатной продукции - на 21 процент. Как считают эксперты, одна из причин снижения спроса на традиционные услуги почтовиков -это их качество. Официальная статистика гласит, что письменная корреспонденция по России идет в несколько раз медленнее, чем в европейских странах.

Максимальный срок доставки письма в пределах одного государства ЕС- 2 дня и 3 дня - из одной страны в другую. Конечно, масштабы нашей страны не сравнить с европейскими. И потому установленные сроки у нас больше.

Согласно постановлению правительства N 472 от 15.04.1996 контрольные сроки доставки письменной корреспонденции по России колеблются от 2 до 20 дней, в зависимости от конечного адресата. Этот документ можно найти в свободном доступе в Интернете, в отделениях почтовой связи или на сайте www.russianpost.ru (в разделе "внутренние почтовые отправления"). Письменная корреспонденция - это почтовые карточки, письма, бандероли, секограммы (почтовые отправления с вложением сообщений и изданий, предназначенных для слепых).

Например, по Москве, Санкт-Петербургу, а также внутри столиц республик, административных центров краев, областей, автономных областей и округов вся письменная корреспонденция должна доходить за два-три дня. Тогда как между Москвой и Петербургом письменные отправления должны идти не более 5 дней. А в частности, из Барнаула в Мурманск письма другую корреспонденцию обязаны доставить не более чем за 8 дней.

Сроки доставки ежедневных газет зависят от удаленности региона - от 1 до 3 дней. Телеграммы категории "обыкновенная" внутри Москвы, краевые, областные и районные центры должны доходить максимум за 6 часов, а срочные - больше чем часа. В эти сроки обязаны укладываться все почтовые компании, у которых есть лицензия Минсвязи и информатизации.

По словам юристов департамента почтовой связи Министерства по связи и информатизации, правительство установило контрольные сроки только на пересылку письменной корреспонденции. А сроки оказания других услуг устанавливаются предприятиями почтовой связи самостоятельно. Например, согласно контрольным срокам государственного оператора посылки между городами должны идти от 4 до 39 дней. Эти сроки должны соблюдать все госпочтамты.

Не откладывайте претензию в долгий ящик

Напомним об ответственности, которую почтовые предприятия несут перед клиентами. Согласно статье 34 Закона РФ "О почтовой связи" за задержку или потерю письма почта должна выплачивать отправителю компенсацию. Так, за каждый день опоздания государственная или коммерческая почтовая компания обязана возместить клиенту 3 процента от цены отправления, а за потерю - 200 процентов. Есть одно "но": потерю обычного письма или открытки никак не докажешь - квитанции об отправке у вас на руках не остается. Зато в срыве сроков доставки почту уличит штемпель. Правда, если клиент почты посылал обычные или заказные письма, компенсация будет копеечной. Например, по гостарифам отправка по России простого письма стоит 4,7 рубля (без цены конверта), а заказного - 7,25 рубля. Другое дело, если посылка или бандероль была с объявленной ценностью. Тогда все проценты высчитываются исходя из заявленной в описи цены.

Как советуют юристы Департамента почтовой связи, претензию за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по оказанию услуг почтовой связи (образец см. вверху) можно подать в течение 6 месяцев со дня отправки письма в отделение почтовой связи как по месту отправления, так и по месту получения.

Претензия пишется в произвольной форме на имя начальника ОПС, почтамта (также вы вправе написать заявление, если ваша посылка или бандероль пропала, чтобы ее сразу начали разыскивать). В претензии указывается вид отправления, номер квитанции (если есть), дата и место, откуда оно посылалось, адрес назначения. Если отправлялось простое письмо - к претензии нужно приложить копию конверта с оттисками календарных штемпелей, подтверждающих даты их отправки или получения. В остальных случаях нужна копия квитанции об отправке. (И кроме того, если посылка или бандероль была с объявленной ценностью, необходима копия описи ее содержимого.)

Предприятие почтовой связи обязано рассмотреть претензию и дать письменный ответ заявителю в течение 5 дней, если письмо посылалось в пределах одного населенного пункта, и в срок до двух месяцев - по всем остальным направлениям. Если почта не удовлетворяет претензию или ответ не получен в срок, вы вправе подать иск в суд. Через суд помимо компенсации возможно также требовать возмещения материального и морального ущерба (к примеру, ваши деловые планы сорвались из-за того, что письмо не пришло вовремя).

Запретные грузы

Существует также ответственность самих пользователей почты, то есть нас с вами. Согласно ст. 22 Закона "О почтовой связи" в почтовых отправлениях запрещено посылать огнестрельное оружие (и его части), сигнальное, пневматическое, газовое, холодное оружие, боеприпасы, электрошоковые устройства, наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие и легковоспламеняющиеся вещества, ядовитых животных и растения, деньги, скоропортящиеся продукты. В обязанности почтового работника не входит проверка содержимого отправления. Но если он заподозрит, что в посылке запрещенные предметы, то вправе потребовать их вскрыть. Причем почтовое отделение имеет право не только отказать вам в пересылке такого груза, но и задержать его и сообщить в правоохранительные органы.

***

СПРАВКА

Письмо можно оценить перед отправкой

По Правилам оказания услуг почтовой связи (утверждены Постановлением правительства N 221 от 15.04.2005) при отправке простые письма и карточки не регистрируются, тогда как на вес остальные отправления (в том числе обыкновенные посылки и контейнеры) должны выдать квитанцию.

Если вы отправляете корреспонденцию или груз с объявленной ценностью, то помимо квитанции вам должны выдать акт описи. Опись составляется совместно с сотрудниками почты по каждому вкладываемому в конверт или посылку предмету. Оценить можно все, вплоть до обычных тетрадных листков. При этом не обязательно, чтобы объявленная стоимость содержимого соответствовала реальной цене. Например, если вы отправляете бандеролью мемуары вашего дедушки и считаете, что они стоят 10 тысяч долларов, то вправе указать это в описи. Правда, отправка такой бандероли будет стоить дороже - 4 проц. от заявленной стоимости. Но зато потерю документа почта должна вам компенсировать, исходя из объявленной цены. Один из экземпляров описи должны выдать вам на руки, а второй - вложить в письмо или бандероль.

Кроме того, за отдельную плату сообщения и грузы могут быть с отметками "вручить лично" или "с уведомлением о вручении" (почта будет обязана известить вас, когда и кому вручат послание).

***

КСТАТИ

ПРИБЕГАЯ к услугам государственного оператора, посылки за рубеж можно отправить в пунктах приема Международного почтамта. В Москве таких пунктов два (на Варшавском шоссе, д. 33, и в аэропорту Шереметьево-2), в Санкт-Петербурге - один (Конногвардейский бульвар, д. 4, п. 3-а). В большинстве регионов такие услуги предоставляет главпочтамт.

***

Что почта доставляет быстро В современной почте существуют новые возможности, о которых пока слышали далеко не все пользователи.

"Гибридная почта" объединяет два способа пересылки сообщений. Вы можете отправить письмо на почту по Интернету или принести на любых электронных носителях (например, на дискете). Затем письмо передают по электронной почте в почтовое отделение пункта назначения. Там отправление распечатывают, и почтальон доставляет его адресату в бумажном конверте. Эту услугу сегодня оказывают в почтовых отделениях в большинстве регионов России.

"КиберПресс" - газеты преобразовываются в вычислительном центре обработки прессы в формат A3 и затем передаются по Интернету на принт-станции районных узлов почты. Там газеты распечатывают на бумаге и распространяют по региону почтой. Сейчас этот проект реализуется в 14 регионах России (в частности, в Алтайском крае. Воронежской, Калининградской, Пермской, Самарской, Сахалинской областях и др.).

Материалы подготовила Елена Улицкая




Вернутся в раздел Юридические статьи