Юридические статьи

Антипивной путч



Северную столицу иногда называют пивной столицей. Напиток этот стал культовым, а в последнее время и непременным атрибутом молодежной субкультуры. В дни праздников наличие туалетов на улицах, столь актуальных в процессе пития пива, обозначилось как городская проблема номер один. Вчера Совет Федерации рассматривал закон, ограничивающий употребление пива в общественных местах. Госдума приняла его почти единогласно - только один депутат не проголосовал "за". Однако, согласившись с концепцией закона, сенаторы сочли, что пока в нем много недоработок. Российские законодатели ведут борьбу с пивом уже несколько месяцев. Новые законодательные инициативы, касающиеся рекламы этого напитка и его уличного потребления, - предмет бесед обозревателя "Известий" с представителями питерских крупных пивоваренных компаний и наркологами.

Инопланетяне любят глотнуть пивка

В сентябре депутаты Госдумы приняли поправки в федеральный закон о рекламе, который резко ограничил рекламу пива на телевидении. Кроме уже действующих запретов на дневной показ, который ударил по российскому спорту, с 1 января 2005 года, как гласит закон, пивная реклама не должна больше "создавать впечатление, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо улучшения физического или психического состояния; дискредитировать лиц, не употребляющих пиво; содержать утверждения, что употребление пива является одним из способов утоления жажды; обращаться непосредственно к несовершеннолетним; содержать информацию о безвредности пива и его полезности для организма". Пивовары также должны исключить из своей рекламы "образы людей и животных". В законе, правда, не написано, можно ли, например, использовать в рекламе образы инопланетян, которым вдруг захочется немножко Клинского...

Естественно, пивовары организованно выступили против этих поправок. Андрей Руковишников, директор по маркетингу пивоваренной компании "Балтика", в унисон со многими коллегами заявил, что запрет на рекламу пива, которая в мире регулируется "этически", якобы повлечет рост алкоголизма в стране (народ станет пить водку), а за свертыванием рекламного времени на телевидении и запретом брендов пивных компаний на спортивных мероприятиях последует урезание спонсорского финансирования телетрансляций наиболее престижных международных соревнований. Он подчеркнул, что "речь идет не об одном и не двух миллионах долларов".

Дмитрий Музыченко, замдиректора по рекламе "Балтики", считает, что "новые ограничения потребуют перераспределения затрат на рекламу. Согласно поправкам пивовары максимально жестко ограничены в рекламных возможностях на телевидении и радио. ТВ-реклама - самая эффективная, ни одно средство массовой информации не имеет такого охвата аудитории. И мы не собираемся от нее отказываться, хотя многое в ее содержании придется поменять. Кроме того, очевидно, что одним из ключевых средств контакта с потребителями станет наружная реклама. Она работает 24 часа в стуки и позволяет проводить кампании с охватом до 70% городского населения".

Уличные любители пива могут от него отказаться

Следующей инициативой законодателей стало рассмотрение закона, ограничивающего потребление пива в общественных местах. В Мариинском дворце тоже состоялись депутатские слушания на тему "Об административной ответственности за распитие слабоалкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах", организованные профильной комиссией ЗакСа по вопросам молодежи, спорта и туризма. Одной из своих задач депутаты считают "профилактику алкогольной зависимости у подростков и молодежи", которых, по-видимому, должен остановить штраф в размере от 1 до 3 МРОТ.

Представитель пивоваренной компании "Вена" Татьяна Антончик на этих слушаниях рассказала о том, что в западноевропейских странах 50% производимого пива выпивают в барах и ресторанах. В России же - только 5%, около же 30% всей пивной продукции потребляется непосредственно после приобретения в магазине. Причина - слишком высокие цены в заведениях общественного питания, торгующих алкогольными напитками. И пока существует эта проблема, навести порядок на улицах вряд ли удастся.

Пивовары считают, что новые законодательные инициативы будут иметь и экономические последствия. Дмитрий Музыченко отмечает: "По оценкам аналитиков, уличное потребление составляет около 30%. 20% этой группы, не желающих пить пиво в домашней обстановке - сети общедоступных баров и ресторанов в России не создано, - могут вообще отказаться от напитка. В таком случае темпы роста рынка продаж замедлятся на 5-6%".

Что делают дети на переменках

Удастся ли все-таки решить проблему юношеского пивного алкоголизма? Ведь в конце концов новые законодательные инициативы направлены на это. С этим вопросом "Известия" обратились к ведущим наркологам города.

Врачи в один голос поддерживают все "антипивные" инициативы любого уровня. По мнению главного детского нарколога города Вячеслава Ревзина, обострение эпидемии так называемого пивного алкоголизма среди детей и подростков началось тогда, когда Госдума первого созыва не приравняла пиво и слабоалкогольную продукции к алкоголю вообще. "И мы получили рост продаж и рост алкогольных психозов, которые раньше у детей вообще не наблюдались. С этого все началось. Теперь, по статистике питерских социологов, 30% наших детей употребляют пиво и так называемые "энергетики" либо постоянно, либо время от времени. С медицинской точки зрения неважно, какой процент алкоголя содержится в продукте, - все равно это ведет к появлению зависимости, а у ребенка не сформирована система естественной детоксикации. Пиво становится входными воротами для возникновения алкоголизма". Вячеслав Ревзин считает, что самое главное - начать борьбу с агрессивно навязываемым образом "нормальности пития". И все ограничения в рекламе считает необходимыми.

"Пиво входит в ряд природных эстрагенов, - считает главный нарколог города Владимир Николаенко. - Оно влияет на половую самоидентификацию подростка, не говоря уж о формировании алкогольной зависимости. Поэтому вред от пивной культуры трудно переоценить. Для подростка все, что звучит с экрана телевизора, является авторитетным..."

Наркологи резко осуждают выплеснувшийся на улицы города культ пива - огромное количество ларьков, палаток, агрессивную рекламу на экранах телевизоров и, конечно, продажу детям пива и "энергетиков". Вот только от принятия новых законов продажа детям пива вряд ли зависит. "Запрещали всегда, - говорят врачи, - просто закон не исполняется. Спросите учителей, что делается на переменах вокруг школы..." Но это уже другая тема.

Выпивать начинают уже в двенадцать лет

По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России, уровень распространенности алкоголизма среди подростков за пять лет вырос на 65%. На сегодня это самый высокий показатель за десять лет. Специалисты Министерства образования и науки заявляют, что средний возраст начала потребления алкогольных напитков (и в первую очередь пива) составляет 12-13 лет.

Алла Борисова




Вернутся в раздел Юридические статьи