На прошлой неделе ведущие пивоваренные компании отчитались о своих достижениях в 2004 году. Судя по цифрам, пивоварам удалось пережить прошлый год без потерь – несмотря на известные законодательные инициативы. За умение работать в условиях, близких к боевым, некоторых представителей петербургской пивоваренной отрасли стоило бы удостоить государственной премии. За отсутствием у государства такого желания, призы сегодня раздает «ПП».
Пивовар года: Таймураз Боллоев
Самым нашумевшим человеком в пивоваренной отрасли в2004 году стал теперь уже бывший президент компании «Балтика». После падения рыночной доли «Балтики» в 2003 году, Таймураз Боллоев решил изменить подход к маркетинговой политике компании. И изменил: сначала «Балтика» в 10 раз увеличила число крутившихся рекламных роликов на телевидении (с трех до 30) и начала показывать не только поля и фонтаны, но и довольных пивом «Балтика» людей (правда, от последнего с 1 января пришлось отказаться). Потом компания перестроила систему дистрибьюции и добилась распространения своих марок в 97% торговых точек России. После возвращения компании на вершину Таймураз Боллоев на высокой ноте отправил «Балтику» в свободное плавание в декабре 2004 года.
Спецприз в этой номинации мы отдаем Владимиру Путину, который хотя пива и не варит, но не подписал закон, запрещающий пить его на улице (не исключено, что молитвами все того же Таймураза Боллоева). Олег Тиньков достоин внимания за грядущий переход из владельцев «бутиковой» пивоварни в первую пивоваренную лигу: пуск завода мощностью 200 млн. литров пива в год запланирован на весну.
Пивоварня года: «Вена»
В октябре 2004 года «Вена» впервые вышла на первое место в Петербурге по объему продаж в стоимостном выражении. Все, кто знает «Вену», говорят, что успех ей обеспечили топ-менеджеры, которые пришли в компанию в 2003 году. Новый гендиректор «Вены» Петр Чернышов принес с собой философию финансовой культуры. Теперь сотрудники «Вены» – каждый на своем уровне – отвечают за конечный финансовый результат. Философия, как оказалось, действует: по данным агентства «Бизнес Аналитика», с января по декабрь 2004 года доля «Вены» на рынке Петербурга выросла с 19,4 до 21,5%.
Спецприз: снова нельзя не отметить «Балтику» – за то, что смогла вернуть утраченное в 2003 году лидерство на российском рынке. Гран-при за веру в себя заслужила «Бавария»: конкуренты сбросили ее со счетов после того, как холдинг SUN Interbrew продал акции ОАО «Бавария» ее менеджерам. Тем не менее, новые владельцы заявили, что к 2007 году будут контролировать до 7% пивного рынка Петербурга (сейчас – менее 1%).
Пиво года: Tuborg Green
Благодаря марке Tuborg Green, завод «Вена» увеличил общие продажи бренда Tuborg более чем в два раза. Крышка-кольцо для «Зеленого Туборга» производится в Японии и приезжает в Петербург в огромных контейнерах. Патент на нее японцы, в свою очередь, купили у изобретателя из Швеции, однако в Европе ни одна из массовых марок бутылочного пива не снабжена подобной крышкой. Известное голландское пиво Grolsh, например, имеет пробку swing-top, с помощью которой можно не только открыть бутылку, но и снова ее закрыть. Кстати, золотой медалью в номинации «Пиво» на ежегодном конкурсе «Бренд года/EFFIE 2004» Tuborg Green во многом обязано своей симпатичной кольцевой крышке.
Спецприз: снова «Балтика» – в прошлом году ее пиво претерпело полный рестайлинг и, как уже говорилось, вернуло былую популярность благодаря грандиозной рекламной кампании на ТВ.
Антипивные герои года
Депутаты Госдумы. Федеральные власти с подачи депутатов фракции «Единая Россия» с 5 сентября прошлого года открыли новую страницу в истории продвижения пива. Поправки к закону о рекламе отправили пивные ролики на телевидении в ночные часы, а с 1 января из них (роликов) были изгнаны «образы людей и животных». На этом Госдума не остановилась и приняла закон о запрете распития пива в общественных местах, который впоследствии отклонил президент. Депутаты ЗакСа, видимо, в порыве получить гран-при решили ограничить продажу и потребление пива на местном уровне. Но поскольку президент Владимир Путин уже наложил вето на аналогичный федеральный закон, дела у наших парламентариев в этой сфере, к удовольствию пивоваров, двигаются вяло.
Производители алкоголя и прохладительных напитков. Именно их склонны винить в своих неприятностях пивовары.
Дарья Мельник